Пранамасана, как первая и последняя поза серии, отмечает начало и конец прохождения солнечного коридора от рассвета до сумерек. Если так, это представляет мир, спокойствие и красоту солнечных восходов и закатов. Это тишина двух духовных времен дня, когда силы тьмы и света, иды и пингалы поглощаются одна другою и создают третью силу сушумны, духовного света. Она позволяет нам найти наше внутреннее равновесие и баланс в начале нашего делового энергичного дня, представленного более динамичными и напряженными асанами, и таким образом быть способным к быстро меняющимся обстоятельствам, требующим от нас прежде всего активности. Следовательно, это создает ситуации для ментальной гибкости: от времени, когда мы можем быть в мире с самими собой, чтобы собрать наши ресурсы перед тем, как нырнуть в мир, до времени, когда мы выныриваем использовавшими имевшуюся у нас энергию в дневной активности. Когда асана выполнена с выдохом, это показывает, с одной стороны, на погруженность и, с другой стороны, на отдавание себя миру.
К хаста уттанасане, в которой наши руки и голова вытянуты вверх, к их наивысшей точке, мы приходим от пранамасаны. От этой точки голова и тело будут постепенно двигаться по направлению вниз, так что к середине серии тело будет в наинизшей позиции, в то время как солнце в наивысшей. Хаста уттанасану можно понимать, как показывающую человека, впитывающего энергию только что взошедшего Солнца, но не только через дыхание, а через все поры тела. Эту энергию человек будет использовать, ныряя в деловую дневную жизнь, представленную следующей асаной – падахастасаной.
Такие асаны, как падахастасана и парватасана, кажется, представляют погруженность внутрь, однако они скорее символизируют сосредоточенность, необходимую, чтобы довести до конца наши дневные обязанности, таким образом, смысл пратьяхары уменьшается. Они принимают меры для сохранения баланса при выходе вовне, характерном для дневной жизни. Падахастасана предшествует ашва санчаланасане, дающей нам ощущение взгляда изнутри для вдохновения и ответов на вопросы, с которыми мы должны встретиться прямо и смело в нашей дневной жизни. После того, как человек смотрит в небеса для вдохновения, он смотрит на землю для баланса и стабильности.
Ашва санчаланасана представляет силу и мужество, требуемые для встречи проблем жизни и для уверенности, чтобы восстать после самопогружения внутрь и войти в контакт с внутренним гидом (аджной).
Аштанга намаскара представляет энергию человека при его низшей точке отлива. Когда солнце находится в экстремальной точке, неважно в полдень или в полночь, человек находится в своем уязвимом периоде. Для него это время инерции, тамаса, когда большинство людей испытывают потребность в отдыхе или сне. Как таковая эта асана представляет людей совершенно сдающимися перед силой полуденного Солнца.
Бхуджангасана представляет пробуждение человека от его сна, восставание от невежества к знанию, пробуждение раджаса, жизненной энергии от инерции и тамаса. Когда змея, представляющая мудрость, встает, человек начинает подъем назад к духовности, гармоническому саттвическому состоянию. Мы видим, что синхронизированные с движением физического Солнца через различные ступени неба асаны могут представлять состояния жизненной энергии человека, пингала нади, от его пика на рассвете до его нижней точки в полдень (или полночь) и снова к пику в сумерки.
Хотя вышеприведенная интерпретация является лишь одной из многих возможных, польза от таких образов придает силу и глубину практике и поднимает ее от чисто физической. Образы, такие как эти, и их созерцание, меняют баланс ментального осознавания от негативного к позитивному. Когда это сопряжено с физическим благополучием, испытанном при должном стимулировании пингалы, ментальные эффекты усиливаются.
Мы, следовательно, используем Сурья намаскар как матрицу, с помощью которой мы обращаемся к уму, трансформируем его, особенно когда мы держим такие образы в уме во время практики, попутно увеличивая физическую жизненость и здоровье.
Фрагмент из книги «Сурья Намаскара», автор: Свами Сатьянанда Сарасвати