Иерей Димитрий Николаевич Кузнецов, настоятель храма Богородицерождественского храма в деревне Пруссы, Мытищинского благочиния, Московского патриархата Русской Православной Церкви.
E mail:bgrh@bk.ru
Видео:
Нищие должны благодарить богатых.
Наслаждения — это естественно.
Текст интервью:
(00.15) Александр Краснов: Отец Димитрий, здравствуйте!
Отец Димитрий Кузнецов: Здравствуйте.
(00.18) Александр Краснов: Спасибо большое, что нашли время дать нам интервью.
Наш первый вопрос о нашей сегодняшней культуре.
Так сейчас принято в обществе, что мы все хотим как можно больше получать наслаждений, удовлетворять свои чувства.
Что Вы можете об этом сказать? К чему это может привести? Как правильно в этой ситуации себя вести?
Отец Димитрий Кузнецов: Само наслаждение – это вполне естественно для человека. Любой человек стремится к наслаждениям. Это нормально. Сладости, счастье, радость. В любом проявлении. И даже самый первый человек, который все имел, Адам, он тоже все равно к этому стремился.
Начнем с современной культуры.
Современная культура, на мой взгляд, в чем ее главная беда – это в ее не традиционности. То есть, современная культура не на чем не стоит. Она стоит на абстрактном, потребительском отношении к жизни.
И наслаждение современного человека воспринимается как нечто обязательное и должное в любом его проявлении. Человек ищет это наслаждение, но поскольку не знает сути наслаждения, не знает качеств, не знает природы этих наслаждений, он хватается за все. Ищет там, где легче.
Рыба ищет там, где глубже, человек – где легче. Но где легче – не всегда хорошо.
Вот и получается, что современная культура предоставляет большое число наслаждений, но в большинстве своем – это ловушки. Это обманы, это фантомы. За маленькое наслаждение потом приходится расплачиваться всю жизнь. Но мы говорим еще глубже, вечность расплачиваться. Стоят ли они того?
Но соблазны есть соблазны. И, конечно же, люди попадаются.
И вернуть человеку истинное наслаждение может только традиционная культура. Если вообще можно говорить, что культура может принести наслаждение. Если можно об этом говорить, то только традиционная.
(02.43) Александр Краснов: Что значит истинное наслаждение?
Отец Димитрий Кузнецов: Истинное наслаждение – это то наслаждение, которое всегда с тобой. Которое не зависит от времени, от обстоятельств. И которое не лишает человека трезвости и разумности бытия в этом мире.
Бывают такие наслаждения, когда человек безумеет. Впадает в эйфорию. Наркомания, алкоголь, курение, блудные наслаждения. Их огромное количество. Игромания сейчас дает огромное наслаждение. Но что это наслаждение? И что бывает с человеком? Он теряет всякий смысл. Он безумеет. Он в самом наслаждении безумеет, и по отнятию его безумеет еще больше. Они готовы с жизнью расстаться, лишь бы иметь это маленькое наслаждение. Это конечно ложное наслаждение.
Истинное наслаждение — это наслаждение, которое делает человека «человеком», в полном смысле этого слова. Любящим, заботливым, деятельным. Вот это истинное наслаждение.
(03.52) Александр Краснов: Мы все хотим стать успешными. Что такое, по Вашему мнению, настоящий успех? И как стать успешным?
Отец Димитрий Кузнецов: Успех – само слово такое, которое от слова «успеть». Надо чего-то успеть, не опоздать.
Если говорить о мире светском, то здесь успех воспринимается во временных категориях. Что успеть? Успеть заработать денег, успеть создать семью, успеть обучить семью. Если успел – ты успешный. Каждый ставит свою цель, свою планку успеха. Если не успел – не успешный.
Это одна проблема, которая уже мучает человека. Человек уже нервничает по этому поводу, «успею, или не успею», «буду ли я успешен»?
Другая проблема, когда человеку важен успех перед людьми. Он не просто пытается успеть что-то сделать, он хочет еще это показать людям. Если у него не получается, человек впадает в уныние, в депрессию. По православному – уныние. Он перестает сам себя уважать.
Погоня за таким успехом (я считаю) – это сущее безумие. Никогда не достигнешь никакого успеха перед людьми. Ты достиг достатка в 1000$ в месяц, а кто-то 2. Достиг 2, а кто-то 10 имеет в месяц. Достиг миллиарда – а кто-то 5 миллиардов имеет. Достиг 5 миллиардов – упустил детей. Но какой тут успех? Его не достигнешь. Это такой мираж.
Под настоящим успехом я подразумеваю тот успех, когда человек действительно сможет в этой жизни обретать любовь. Он успел научиться любить. Вот это настоящий успешный человек. Богатый он или бедный, если он успел научиться любить – значит успешный.
(06.16) Александр Краснов: Отец Димитрий, во всех религиозных учениях, в том числе и в православии, есть заповеди. Зачем они существуют, что дает их выполнение?
Сейчас есть такое распространенное мнение, что человек никому ничего не должен. А зачем соблюдать заповеди?
Отец Димитрий Кузнецов: Заповеди заповедям рознь. На самом деле, не было никогда в мире сообщества людей, (как религиозных так и безрелигиозных, любого формата, любого масштаба) без заповедей.
Заповеди – это некие правила, которые нужно соблюдать. Вопрос, ради чего?
Я когда работал на заводе, я тоже соблюдал заповеди. Это называлось «техника безопасности». И однажды я нарушил одну из заповедей. И чуть не остался без руки.
Поэтому, заповедь заповедям рознь.
Есть заповеди, которые действительно преследуют цель сохранения человека. Это настоящие заповеди. Даже если они касаются только мирской жизни. Это действительно настоящие заповеди, потому что в корне их лежит забота о человеке.
А есть заповеди, которые преследуют унижение человека, или прихоть чью-то. Это совершенно другие заповеди.
Даже в современном обществе, возьмем любое диктаторское общество. Там столько заповедей, правил, законов, кодексов, которые человек должен соблюдать. Если не соблюдешь – тебя арестуют.
При переходе в другой формат все меняется, человек живет по другим заповедям. Это говорит о чем? Что исконно эти заповеди исходят из прихоти человека, не более того.
Заповеди же Божие, они, безусловно, из любви Бога к человеку, о заботе. Заповеди Божие – это техника безопасности для души человека.
Господь Бог предупреждает, будешь соблюдать эти заповеди – цел будешь. Не будешь соблюдать – разрушишься, погибнешь, душа твоя погибнет и попадет в ад. Она никогда не почувствует радости. Поэтому, если человек относится к заповедям чисто механически, как к прихотям, это его воля. Но рано или поздно, он почувствует разрушение. И не только он, а и все окружающие.
Если он воспримет эти заповеди, как заповеди любви, это совершенно другое. Но человек волен или соблюдать, или не соблюдать заповеди.
Беда в том, что у современного человечества… Традиционные заповеди, они все проверены опытом. Чего можно, а чего нельзя, и почему.
(09.20) Александр Краснов: Можно ли назвать заповедь долгом человека, что это долг человека? Либо может, есть еще какой-то долг у человека, как основная обязанность в жизни? Что человек должен в жизни обязательно сделать?
Отец Димитрий Кузнецов: Долг – это то, что есть внутри. Человек сам себя делает должником, когда он научается любить. Тогда этот долг становится его достоянием, богатством. Внутренний долг. Человеку гораздо легче пожертвовать жизнью, чем не исполнить долг.
(09.56) Александр Краснов: А в чем долг заключается?
Отец Димитрий Кузнецов: Долг жертвенности.
Как мать, когда она рождает дитя, она его любит. И если она заболевает, плохо себя чувствует, ее долг, долг любви к ребенку заставляет подниматься с постели ночью по 10 раз с температурой, и кормить и заботиться о ребенке. И нормальная, любящая мать будет подниматься невзирая не на что.
Любящий отец, не взирая ни на что, пойдет заступаться за сына. Даже если там куча бандитов. Его долг влечет, хотя он знает, что возможно и он тоже погибнет. Но долг любви его влечет, он не может его в стороне оставить. Он все равно пойдет и будет защищать своего сына. Это долг.
Поэтому, формальный долг никому не нужен. Мы можем быть должны сколько угодно. Кому это нужно? Если это мне нужно, я буду это делать. Если это мне не нужно, никакие законы меня не заставят это делать, я найду лазейку. Как это у нас встречается.
В России замечательные правила. Абсурдность законов, строгость законов восполняется их необязательностью. Почему? Потому что большинство законов – это прихоти человеческие. Потому что сами издающие законы их сами не соблюдают. О какой любви здесь идет речь?
(11.19) Александр Краснов: Спасибо.
Если копать глубоко, то каждый человек, даже тот, кто ищет наслаждения, кто ищет успех, кто исполняет обязанности свои перед обществом, перед семьей, он по факту хочет стать счастливым, делая все это.
Как Вы считаете, что такое настоящее счастье? Как стать счастливым?
Отец Димитрий Кузнецов: Факт счастья, тот момент, когда ты чувствуешь себя счастливым.
Этот вопрос напрямую с наслаждением связан.
Счастье – уже есть наслаждение. В наслаждении есть счастье. Счастливый человек всегда ощущает.… Та сладость, которая есть, она всегда превышает любую меру страданий. Если действительно это счастье настоящее.
Как стать счастливым в современном мире? Прилепиться к высокой цели. К Богу. К высокому и несчастливому источнику этого счастья и сладости, и будешь счастлив. Надо прилепиться.
(12.27) Александр Краснов: Как прилепиться?
Отец Димитрий Кузнецов: Как прилепиться? Хороший вопрос. А вот для этого существуют заповеди. Это как раз та техника безопасности, инструкция. Хочешь прилепиться к Богу? – Делай. Слушай Бога, который тебя любит.
Например, у Евангелие очень просто и хорошо написано: « А вот о чем нас будет спрашивать Бог на страшном суде?» А там все очень просто черным по белому написано: «Накормил ли голодного, одел ли нагого, посетил ли в темнице или в больнице?» — Совершенно простые и понятные поступки.
(13.12) Александр Краснов: Это где можно в Евангелие прочитать?
Отец Димитрий Кузнецов: Сейчас не возьмусь.… По-моему, у Луки есть. Но это есть. Пожалуйста. Он спросит: «Делал ли ты это?»
Причем есть разные уровни стремления. Есть люди, которые еще не готовы к совершенству. Они просто используют возможность подвернувшуюся. То есть, будучи внимательными, они, подвернулась возможность, «больной, я ему помог».
Люди совершенные ищут этого. Они ищут этих добрых поступков.
(13.51) Александр Краснов: Спасибо.
Отец Димитрий, как Вы считаете, в чем заключается смысл жизни человека? Зачем живет человек?
Отец Димитрий Кузнецов: Чтобы успеть любить. Чтобы успеть стать счастливым. Времени мало, и надо все успеть, его так мало. А кончины мы своей не знаем.
Опять же, возвращаемся к Евангелие. Там Господь приводит притчу о безумном богаче. Который накопил себе огромных богатств. У него урожай так поспевает, что год голодный, а тут странно как-то. Посеял как обычно, а взошло в 10 раз больше, чем обычно. Кто «не умирится сердцем, не возликует душой?» «Теперь-то я могу 10 лет не сеять. Очень хорошо. Вопрос теперь, куда все это деть? – Теперь я сломаю все свои хранилища, построю новые, и буду «ешь, пей, веселись душа моя». – А господь отвечает – Безумец! В эту же ночь твоя душа будет забрана от тебя».
Смысл жизни в чем? Успеть. А что успел? Что успел этот богач? Успел подумать о временном веселье, что «в этом мире я буду счастлив, наконец-то, и буду ничего не делать».
Это один из таких призраков счастья – ничего не делать. Но тот, кто ничего не делает – это самый несчастный человек. Я вижу их глаза. Они пустые. Делай, тогда будет и веселиться, и радоваться душа. И без этого 10-кратного богатства. Потому что то, что внутри – то, что ты накопил.
Опять же, в Евангелие об этом говорит Господь. «Какая тебе польза, если ты весь мир приобретешь, а душу свою потеряешь?»
Что говорит несчастный человек? – «Душа болит». Почему? – Потому что потерял свою душу, не успел.
(16.05) Александр Краснов: Как Вы считаете, какой смысл существования нашей страны? В чем ее цель существования?
Отец Димитрий Кузнецов: Действительно. Как есть смысл жизни человека, так есть смысл жизни семьи, сообщества, народов, государств.
У нас выпускается сейчас очень много таких иконочек, в хорошей упаковочке. И там у них еще есть такая мудрая надпись на этикетках: «Русь святая! Храни веру православную!» И вот в этом я вижу смысл Руси – хранить веру православную.
И мы видим по нашей жизни, как только наше сообщество отрекается от веры православной, (отрекается, может быть, не сразу, а внутренне, как это было перед октябрьским переворотом 17 года), люди внутренне отреклись от веры, это было формально большей частью. У народа была формальная вера, формальное требоисправление, и у мирян, и у священников.
Результат очень простой – мы чуть было не потеряли нашу страну. Милостью Божию она была сохранена.
А какие жертвы? Статистика очень простая. Было около 70 миллионов перед 1 мировой войной населения, а сейчас нас – 140. За эти 2 войны мы потеряли больше половины населения. То есть, за 80 лет мы могли бы умножиться в 5 раз, а мы в 2 ели умножились.
А жертвы какие! Все за отступление от Бога, от веры православной. Все из-за цинизма, формальности. Человек ищет временного. Это правильно, вот вам опыт. Каждый человек может проверить это на опыте своей личной жизни и семьи.
Русское сообщество, оно должно снова вернуться к своим корням. К милосердию. Богатые должны миловать нищих, помогать. Нищие должны научиться благодарить богатых.
Получается все наоборот. Нищие проклинают богатых, богатые пренебрегают нищими.
Найди свой смысл! — www.alexanderkrasnov.ru