Несмотря на то что гипноз известен давно, и сейчас активно используется в разных направлениях психотерапии и психиатрии, он продолжает оставаться загадочным явлением. И дело не только в том, что большинство людей мало знают о гипнотическом состоянии, но и в том, что его механизмы не до конца изучены. Однако история гипноза и современные направления гипнотерапии доказывают эффективность этой методики лечения различных психических и психосоматических заболеваний. Да и использовался гипноз, как способ воздействия на человека, задолго до появления науки о психике.
История гипноза в древности и в эпоху Средневековья
Само понятие «гипноз» получило распространение сравнительно недавно – его впервые использовал шотландский врач Джеймс Брейд в середине XIX века. Слово имеет греческое происхождение и переводится как «сон», потому что его автор рассматривал гипнотическое состояние как искусственно наведенный сон. В современных направлениях психотерапии гипноз определяют как измененное состояние сознания, которое характеризуется высокой концентрацией внимания на определенном объекте, снижением рационального контроля и некритическим восприятием информации.
Использование гипноза в древних культах
Таинственность этого явления в глазах обывателей во многом связана с тем, что в течение длительного времени он был частью религиозно-мистических культов. Владение гипнозом считалось сверхъестественной способностью или вообще объяснялось силой духов и демонов, вселившихся в тело жреца или колдуна.
Задолго до нашей эры использовались разнообразные приемы введения человека в трансовое состояние:
- ритмически повторяющиеся слова и словесные формулы (заклинания);
- музыка, например, четкий ритм барабанов и заунывная тягучая мелодия флейты;
- особые движения танца, например, кружение или перемещение по кругу (в хороводе);
- пассы руками перед лицом погружаемого в транс;
- окуривание дымом галлюциногенов и употребление психотропных веществ.
Самые ранние примеры использования гипноза мы можем найти в древних книгах. Например, в одном из древнеегипетских папирусов есть такая запись:
«Принеси опрятную и начищенную лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом и повесь на клин из куска лаврового дерева на стене, расположенной с утренней стороны. Затем поставь перед ней мальчика. Погрузи его в сон твоей рукой и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Разбуди его и спроси так: «Что видел ты?» Ответит он: «Да! Я видел богов вокруг лампы». Тогда будут говорить ему боги все, о чем их будут спрашивать».
Гипноз использовался не только в культовых, но и в лечебных целях. И, вероятно, именно с его воздействием связаны многочисленные истории о «чудесных» исцелениях, которые совершали святые и пророки. А вера в целебные свойства амулетов и святых мощей, подкрепленная словами молитвы, запускала механизм самовнушения. Не понимая, какой внутренней силой они обладают, люди приписывали свое исцеление сверхъестественному.
История гипноза в эпоху Средневековья и Возрождения
Средневековье с его диктатом церкви изменило отношения людей к гипнозу. На официальных религиозных церемониях приемы гипноза и самовнушения продолжали использоваться, например, в практике целительства или экзорцизма – изгнания демонов. Но церковь была категорически против использования этой методики вне стен храмов. Поэтому «конкуренты» объявлялись колдунами, пособниками дьявола и жестоко уничтожались.
Подобная политика церковников не улучшила и так настороженное отношение к практике гипноза. Тесная связь этого феномена с мистическими и оккультными идеями создала вокруг него ореол таинственности, смешанный со страхом и недоверием. А наиболее рациональные люди считали гипнотизеров шарлатанами и жуликами.
История гипноза, как естественного явления, началась в эпоху Возрождения. Именно тогда ученые стали дистанцироваться от религиозных догм и искать естественные причины природных явлений и появились первые попытки изучения и научного объяснения погружения людей в состояние транса.
Первое научное объяснение гипноза принадлежит средневековому врачу и алхимику Филиппу Ауреолу Теофрасту Бомбасту фон Гогенгейму, прозванному Парацельсом.
Именно в его трудах впервые встречается слово «магнетизм» — так гипноз будут называть в XVIII–XIX веках. «Магнетизм» алхимик понимал, как способность человека влиять на других людей с помощью особой силы. Природа этой силы, с точки зрения Парацельса, связана с некой космической субстанцией – «эфиром» и не имеет сверхъестественной природы. Эфиром заполнено все пространство, и это делает возможным передачу флюидов силы от одного человека к другому.
Идеи Парацельса получили развитие позже – в XVIII – XIX веках.
У истоков современных представлений о гипнозе
История гипноза конца XVIII и XIX веков окончательно принимает научный характер. Хоть еще и встречаются различные мистики и шарлатаны, использующие этот метод, но и они стараются подвести под свои демонстрации научную основу.
У истоков научного гипноза стояли три выдающихся человека: немецкий врач Франц Антон Месмер, английский хирург Джеймс Брейд и аббат Фариа. Да-да, тот самый из романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Ну, точнее, его прототип.
Франц Месмер (1734-1815) не ограничивался врачеванием, но еще увлекался трудами древних и средневековых философов. Его внимание привлекла теория магнетизма Парацельса, и он начал использовать магнит для лечения своих больных, как рекомендовал средневековый врач. Положительного результата удавалось достичь не всегда, но, к удивлению Месмера, исцеление оказалось возможно и без магнита, только лишь прикосновением руки врача.
После некоторого размышления Месмер связал идеи Парацельса со своим открытием и пришел к выводу, что особая энергия, пронизывающая мир, действительно существует. И есть особо одаренные личности (он сам, например), которые являются ее проводниками и могут с ее помощью воздействовать на других людей.
Месмер назвал этот феномен «животным магнетизмом» и стал проводить показательные сеансы, во время которых испытуемые вводились в транс, и могли биться в конвульсиях, кричать или засыпать. Некоторые после сеанса даже испытывали облегчение. Но все же к сеансам Месмера относились несерьезно и чаще считали его шарлатаном, чем ученым.
Само понятие «гипноз» появилось позднее в трудах Джеймса Брейда (1795–1860).
Он заинтересовался сеансами Месмера и пришел к выводу, что чаще всего состояние подопытных напоминало сон. Брейд начал проводить собственные эксперименты, результаты которых обобщил в книге «Нейрогипнология». Он разработал интересную теорию, согласно которой, возникновение гипнотического состояния связано с двумя факторами: сосредоточением на каком-то объекте (или мысли) и утомлением, связанным с этим сосредоточением. Причем люди обладают разными способностями к погружению в состояние гипноза.
История гипноза была бы неполной, без упоминания о португальском аббате Фариа, который искусству гипноза научился, когда путешествовал по Индии. Отсидев три года в тюрьме за организацию антиколониального заговора, Фарио стал активно использовать гипноз в лечебных целях и даже написал об этом книгу. В ней он доказывал, что гипнотическое состояние вызывается определенными физиологическими и словесными воздействиями.
Впрочем, действительно научные исследования гипноза начались только в конце XIX века и связаны они с именами российских ученых. Тогда как на Западе к гипнозу продолжали относиться скептически, в России публиковались труды известных психофизиологов В. М. Бехтерева и И. П. Павлова, которые сняли с гипноза ореол таинственности и сыграли важную роль в его реабилитации и популяризации.
Развитие теорий гипноза в конце XIX – XX веке
На рубеже XIX–XX веков развитие естествознания привело к тому, что гипнология из умозрительной теории, которая строилась на догадках и предположениях, начала превращаться в серьезную науку. К началу прошлого века сформировалось три основных направления или школы гипнологии.
Сальпетриерская школа
Название этому направлению дала старинная больница Питье-Сальпетриер в Париже, где работали основатели школы Жан Шарко (1825–1893) и Пьер Жане (1859–1947). Кстати, Зигмунд Фрейд тоже работал в этой клинике.
Для Сальпетриерской школы характерна оценка гипноза, как болезненного состояния, требующего, скорее, лечения, чем использования во врачебных целях. Видимо, такой подход был связан с тем, что изучался гипноз на больных истерией.
Однако исследователи этой школы внесли важный вклад в развитии гипнологии, а теория диссоциации Пьера Жане легла в основу современной регрессивной гипнотерапии.
Нансийская школа
Направление получило название от города Нанси во Франции, где работал основатель этой школы Огюст Льебон. Вместе с Ипполитом Бернгеймом он доказал, что гипноз не имеет отношения к болезни, и здорового человека тоже можно загипнотизировать. Однако сторонники этого направления вообще отказались от исследования гипнотического состояния, сделав акцент на феномене суггестии – внушения. Их теория легла в основу суггестивной терапии.
Российская школа
Основоположники отечественного направления в гипнологии – В. Я. Данилевский (1852–1939), И. П. Павлов (1846–1936) и В. М. Бехтерев (1857–1927). Для российской школы характерен психофизиологический подход. Гипноз признается нормальным состоянием человеческой психики и переходной стадией от бодрствования ко сну. Важную роль в развитии практического применения гипноза сыграло учение о второй сигнальной системе и о воздействии слов на психику И. П. Павлова. А книги В. М. Бехтерева о гипнозе стали учебниками для нескольких поколений отечественных гипнологов и гипнотерапевтов.
Современные направления гипнотерапии
Современные научные представления о гипнозе отличаются определенным синкретизмом. Это, впрочем, характерно вообще для прикладной психологии. Психотерапевты активно используют наиболее эффективные практики и методы из разных направлений и школ. Можно выделить несколько наиболее популярных в настоящее время видов гипноза.
Классический гипноз
Главная особенность его в том, что пациент знает о намерениях гипнотерапевта, он готов к гипнозу и сознательно совершает действия, чтобы погрузиться в транс как можно быстрее: расслабляется, внимательно слушает врача, концентрирует взгляд на предмете и т. д. Также пациент с готовностью проходит тест на степень внушаемости.
Эриксоновский гипноз
Эта разновидность гипноза была разработана Милтоном Эриксоном. По сути, он адаптировал к психотерапевтическим целям ту технику, которая раньше называлась цыганским или эстрадным гипнозом. В отличие от классического, в нем не используются стандартные формулы введения в транс, клиент не «подыгрывает» гипнотизеру, он даже может вообще не знать, что его гипнотизируют.
Главный прием Эриксоновского гипноза – подстройка гипнотерапевта под клиента, ненавязчивое копирование его движений, интонаций, даже дыхания. При вербальном воздействии используются слова, которые соответствуют основному каналу восприятия клиента: аудиальному, визуальному или кинестетическому.
Регрессивный гипноз
Этот вид воздействия основан на погружении человека в прошлое, к истокам той проблемы, которая его беспокоит. Именно тогда, в момент возникновения нежелательного паттерна поведения его легче всего скорректировать. Используются приемы регрессивного гипноза давно, но в последнее время его все чаще связывают с учением о реинкарнации душ и рассматривают, как путешествие сознания по прежним воплощениям.
С точки зрения техники введения в транс, регрессивный гипноз почти не отличается от Эриксоновского. Отличия только в цели гипноза и действиях гипнотерпевта уже после того, как клиент погрузился в гипнотическое состояние.
В течение всего XX — начала XX века интерес к лечению с помощью гипноза то возрастал, то шел на спад. И сейчас можно с уверенностью сказать, что он явно на подъеме.