Сначала несколько общих замечаний по поводу эндогенной депрессии. Опираясь на медикаментозную и шоковую терапию, логотерапия должна все вновь и вновь поддерживать пациента через осознание его исключительно благоприятного прогноза, с тем чтобы он мог верить в свое выздоровление. Недопустимы оценочные суждения пациента в то время, когда он находится в состоянии депрессии. Вместо этого он должен говорить сам себе: «Все, на что я ни посмотрю, серое. Но хотя небо может быть в данный момент закрыто облаками, солнце все-таки существует. Подобным образом я не могу видеть смысл моей жизни во время депрессивной фазы, и все же смысл существует». Пациент должен перестать бороться со своей депрессией, потому что он никогда не преуспеет в этой борьбе, а его тенденция к самоупрекам будет усиливаться его неудачами. Я часто направляю пациента в больницу именно для того, чтобы показать ему, что он действительно болен, а не «просто страдает слабой волей» (как часто думают сами пациенты).
В случае неврозов необходимо актуализировать чувство ответственности пациента; однако пациент, страдающий эндогенной депрессией, должен быть освобожден от чудовищного бремени чувства вины. Анализировать эти патологические чувства даже посредством экзистенциального анализа может быть крайне опасным, поскольку это может вызвать усиление патологической тенденции пациента к самоупрекам. А это может привести к попыткам самоубийства.
Быть может, необходимо сделать специальный комментарий по поводу применения парадоксальной интенции в ситуациях, связанных с суицидными идеями и импульсами. Строжайшим образом следует подчеркнуть, что ее можно использовать лишь тогда, когда суицид является содержанием подлинной обсессии, с которой пациент борется (и которая усиливается этой борьбой). В случае, когда пациент склонен идентифицировать себя с суицидным импульсом (как это может быть при эндогенной депрессии), парадоксальная интенция может вызвать усиление ощущения опасности и, следовательно, абсолютно противопоказана. Это должно убедительно напомнить нам, что не может быть дифференциальной терапии, если она не основана на тщательном, надежном дифференциальном диагнозе.
Для того чтобы выявить опасность суицида, даже если она существует в скрытом виде, я разработал простую диагностическую методику. Эта процедура дает возможность психиатру быстро определить наличие или отсутствие суицидных намерений. Пациенту задаются два вопроса. Один из них таков: «Собираетесь ли вы совершить самоубийство?» Ответ, разумеется, получаем всегда негативный, потому что,если пациент действительно не имеет таких намерений, он это и подтвердит, а если он просто скрывает свои подлинные намерения, он также будет отрицать, что планирует самоубийство. Второй вопрос, предназначенный для того чтобы застать диссимулирующего пациента врасплох и таким образом идентифицировать его, звучит так: «Почему нет?» Пациент, ответивший на первый вопрос честно, будет готов ответить на второй. Он может утверждать свою ответственность в отношении самого себя, своей семьи, своего призвания, или, может быть, своих религиозных убеждений. С другой стороны, у пациента, который пытается обмануть, с тем чтобы ему не помешали реализовать его замысел, или, возможно, для того чтобы его выписали из больницы, не будет таких готовых ответов. Более того, при этом можно наблюдать типичную форму поведения, при которой он беспокойно ерзает в кресле и не способен дать убедительный ответ на этот неожиданный вопрос, привести какой-либо существенный аргумент в пользу продолжения жизни, ибо депрессивная личность испытывает чувство полной безнадежности и фактически считает, что нет ничего такого, ради чего стоит жить.
Позвольте подвести итоги. Парадоксальная интенция не должна применяться в случаях психотических депрессий, но лишь в тех случаях, когда индивид одержим навязчивой идеей, что он может совершить попытку самоубийства. Обсессивный индивид не хочет совершить самоубийство, но скорее боится этого. Это тип пациента, которого вы можете поощрять к самоубийству, но, разумеется, иронически.
Теперь я хотел бы предложить другую небольшую хитрость, предназначенную помочь психиатру уже не в диагнозе, но в терапии склонных к суициду пациентов. Она состоит в использовании одной из типичных для эндогенно-депрессивных пациентов тенденций в качестве оружия против другой тенденции, а именно тенденция сверхсовестливости используется против тенденции к суициду. Психиатр обращается к пациенту следующим образом. Если вы совершите самоубийство, я и мои сотрудники будем иметь серьезные неприятности вплоть до увольнения и лишения лицензий. Таким образом, добросовестность действует как противовес в борьбе против суицидной тенденции. Нет нужды говорить о том, что нельзя пользоваться этим приемом в тяжелых случаях, но только в маргинальных, т. е. когда имеется некоторое сомнение относительно необходимости госпитализации в данном случае.
Шизофрения.
Обратимся теперь к случаям шизофрении. Здесь логотерапия далека от реализации каузального лечения. Однако в качестве психотерапевтической помощи логотерапевтическая техника может быть также рекомендована и для таких пациентов. Готовящийся к изданию том «Современная психотерапевтическая практика: достижения в лечении» под редакцией А. Бэртона включает в себя некоторые магнитофонные записи терапевтических сеансов с шизофреническими пациентами, которые демонстрируют, каким образом используется дерефлексия.
Однако, по крайней мере в некоторых случаях, парадоксальная интенция может дать положительные результаты. Например, пациентка рассказывала во время первой беседы одному из моих сотрудников, что она читала о парадоксальной интенции и успешно применяла ее против «голосов», которые она слышала. Она принимала свои слуховые галлюцинации за проявление невроза.
Но дерефлексия может служить лишь в качестве поддержки других методов терапии при шизофрении. Во всяком случае, нельзя чрезмерно полагаться на психодинамику в таких случаях, потому что это вполне может обусловить опасную самоцентрированность пациента, в то время как реориентация его к потенциальному смыслу его существования и задаче реализации этого смысла позволяет максимум дерефлексии. Именно в таких случаях мы лучше всего осознаем тот факт, что психотерапевтический процесс состоит из непрерывной цепи импровизаций. Психотерапевт имеет дело с двойной задачей учета как уникальности каждой личности, так и уникальности жизненной ситуации, с которой эта личность вынуждена справляться. Что от него требуется — это умение показать пациенту, что он может достичь полноценной жизни, помочь ему взглянуть даже на его печальное положение в целевом аспекте и укрепить его чувство идентичности не размышлением над лежащей в основе заболевания психодинамикой, в которой он оказывается запутанным, но указанием потенциального смысла, ожидающего реализации пациентом, вопреки его психическому заболеванию и его последствиям.
Отрывок из книги: Доктор и душа
Автор: Виктор ФРАНКЛ
Все о смысле жизни — www.Krasnov.tv