Вы когда-нибудь обращали внимание, что есть люди, которые как бы повторяют судьбу своих родителей, бабушек, дедушек. Возможно, не в полной мере, а в каких-то отдельных деталях, и каждое новое поколение словно обречено наступать на одни и те же грабли или получать от жизни одни и те же «плюшки». Например, матери-одиночки, воспитывающие детей без мужа, часто повторяют судьбу своих матерей и могут встречаться в нескольких поколениях.
Это явление называется «синдром предков», когда по наследству передаются не только филогенетические признаки или генетические заболевания, но и особенности взаимодействия с миром, повороты судьбы, радостные и чаще печальные вехи в жизни.
«Синдром предков» — истоки понятия
Это понятие ввела французский психолог, профессор Анн Анселин Шутценбергер. Она специализировалась на психогенеалогии и изучении семейных отношений. Именно А. А. Шутценбергер провела исследования бессознательных связей между родственниками и выявила множество фактов повторения социальных ситуаций на протяжении 3-5 поколений. Свою теорию и результаты исследований она излагает в книге «Синдром предков».
Согласно ее точки зрения, которая подтверждается множеством примеров, на уровне бессознательного существует своеобразная наследственная программа, влияющая на поступки и поведение людей. Мы не осознаем эту программу, следуем ей непроизвольно, выстраивая жизнь и судьбу по образцу наших предков, нередко совершая те же ошибки и играя те же роли: жертвы, обиженного, защитника, кормильца и т. д.
Подобные явления были в той или иной степени замечены и раньше, например, З. Фрейдом – автором теории бессознательного и его роли в жизни человека. Он обратил внимание на то, что имя предка, данное ребенку, часто делает его жизнь похожей на жизнь умершего родственника.
Еще в большей степени на формирование понятия «синдром предков» оказали влияние работы ученика З. Фрейда – Карла Юнга, который создал теорию коллективного бессознательного. Согласно ей, на уровне бессознательного хранятся не только вытесненные туда личные страхи и комплексы, но, что более важно, коллективный опыт, накопленный множеством поколений предков человека.
«Скованные одной цепью»
Все мы звенья длинной цепи поколений и связаны со своими предками не только биологически, но и социально. Связи многообразны и проявляются не только в традициях, которые осознанно передаются от старших к младшим. Есть и более глубокие связи на уровне бессознательного, их А. А. Шутценбергер называет трансгенетическими. Они, так или иначе, отражают «лояльность» семье, которая может проявляться по-разному.
- Передача ценностей и установок предков последующим поколениям на бессознательном уровне. Один из исследователей этого феномена Ф. Дольто считал, что передача информации от бессознательного матери бессознательному ребенка происходит еще в период внутриутробного развития. У нас есть выражение «впитал с молоком матери», которое очень хорошо отражает подобную передачу.
- Долг детей перед родителями за их любовь и заботу. Этот долг побуждает выросших сыновей и дочерей в свою очередь заботиться о престарелых родителях.
- Долг перед более отдаленными предками за заслуги перед семьей. Например, если двоюродный дедушка или прадедушка, оставшись в молодости за старшего в семье, отказался от учебы/карьеры, чтобы содержать и воспитывать младших братьев и сестер.
Как известно, долги надо отдавать. Не отданные, они создают у человека ощущение дискомфорта, несправедливости жизни, собственной нереализованности и бесполезности. Причем ситуация осложняется тем, что сам факт долга человеком чаще всего не осознается, о самопожертвовании своего предка он может даже не знать.
Для разрешения этого внутреннего конфликта и правильного построения стратегии жизни необходим серьезный анализ истории семьи и выявление тех трансгенетических связей, которые создают дискомфортную обстановку. Осознание долга – это шаг к разрешению внутреннего конфликта.
В ином случае может произойти инверсия долгов, когда человек, ощущая себя всем обязанным, жертвует своим счастьем и благополучием ради родных не в силу необходимости, а из-за ощущения неоплаченного долга. Один из исследователей синдрома предков Иван Бузормени-Надь считал, что инверсия заслуг и долгов приводит к парентификации. Суть ее в том, что дети, даже малолетние, чувствуя себя обязанными, принимают на себе роль родителей, считают себя умнее, сильнее, опытнее родителей. Даже в детстве они любят указывать и советовать старшим. Повзрослев, такие дети вмешиваются в жизнь родителей, стараются контролировать их, опекать, строить их счастье и т. д. И родители часто принимают роль детей, сами не замечая, как становятся обузой для них. Спрашивая совета, такие родители делают это, чтобы переложить ответственность за решение на плечи сына или дочери.
Семейный миф
Каждый индивид – это психосоциальная личность, установки и поведенческие реакции которой сформированы не только обществом в целом, но и семьей. Причем даже в большей степени семьей, потому что благодаря трансгенетическим связям, установки сохраняются на уровне бессознательного и оказывают неосознаваемое влияние на поведение человека.
Сложную систему установок и стереотипов А. А. Шутценбергер объединяет понятием «семейный миф». Кратко его можно выразить очень распространенной фразой: «У нас в семье так принято». Например, женщина может терпеть издевательства и пьянство мужа годами и тащить на себе всю семью, потому что и ее мать тоже терпела, так же как и бабушка «несла этот крест», передав его потом по наследству. «В нашей семье не принято разводиться», — скажет эта женщина гордо. И не задумается о том, что гордиться здесь нечем, ведь она сама лишила себя свободы выбора.
Стереотипов или паттернов, по которым живут семьи много. Это и «кровная месть», и «защита чести семьи», и «не жили богато – не стоит и начинать» и т. д. Эти паттерны передавались из поколения в поколение, оказывая сильное влияние на судьбы членов семьи.
Где выход?
Если человек развивается как самостоятельная личность, то он получает шанс обрести свободу от трансгенетических связей. Это может привести к изменению передаваемой по наследству судьбы. Синдром предков не исчезает совсем, но в рамках его становятся возможны изменения. И главное – эта самостоятельная по-настоящему взрослая личность способна задать свой, более позитивный вектор судьбы, который передаст своим потомкам.