Доктор информатики и менеджмента, действительный член Международной Академии Интеграции Науки и Бизнеса.
Видео:
Бедные монахи Во всем себе отказывают?!
Каждый творит свой собственный мир.
Россияне—это наше государственное устройство.
Не делай другому того, чего ты не хочешь получить сам!
Что хорошего ты несешь своим трудом?
Текст интервью:
(00.22) Александр Краснов: Как Вы считаете, для чего живет человек?
Неведомская Лидия Евгеньевна: Я полагаю, что для того, чтобы реализовать свой творческий потенциал. Каждый из нас творит свой мир, свой внутренний мир. Это мои чувства приязни – неприязни, любовь, интерес, в конце концов. Нравится – не нравится, по моему нраву – не по моему нраву. Я его творю. Каждый творит собственный мир. И конечно, мы создаем вокруг себя пространство в доме, в стране, в мире, в космосе, как угодно. Мы творим свой мир, мы свой творческий потенциал реализуем, и уподобляемся творцу. Кто хуже, кто лучше… Я думаю, это заложено очень глубоко в каждом человеке.
Мы можем верить в Бога, мы можем не верить в Бога, но свой творческий потенциал мы не можем утаить в себе. У нас есть потребности его реализовать: написать стихи, написать картину, станцевать, спеть, и т.д.
Я думаю, что это основное.
(01.40) Александр Краснов: А если нету вот таких четко выраженных талантов, ведь большинство людей их не имеют? Я, например, не рисую, и не пишу стихи.
Неведомская Лидия Евгеньевна: Не правда. Не правда.
(01.51) Александр Краснов: Как открыть это в себе?
Неведомская Лидия Евгеньевна: Вы знаете, мое глубочайшее убеждение, что каждый человек талантлив в глубине своей сути, в своей природе. Просто потому, что мы созданы в образе и по подобию божию. А Бог у нас творец. Творец создал мир. Значит, мы тоже подобные ему, просто мы не умеем это раскрыть, мы не всегда трудимся.
Совсем не обязательно писать симфонию или картину маслом. Кто-то печет пирожные замечательные. Кто-то прекрасно воспитывает детей. Кто-то классно водит машину. Кто-то какие-то красивые формулы математические открывает. Это все творчество. Ведь, творчество – это я отношусь ко всему не потребительски, не хамски, а понимаю, что я здесь тоже что-то значу, что я тоже что-то могу сделать, от меня что-то зависит. От меня зависит, как я отношусь к своему ребенку, к своему деду, к своим соседям, окружающим.
(02.59) Александр Краснов: Практически, во всех религиозных течениях, которые есть сейчас в мире, говорится о том, что человек обязан делать то, то, то. Есть обязанности у человека.
Неведомская Лидия Евгеньевна: Простите, я Вас перебью. Они, в общем, сводятся к одному: не делай другому того, чего ты не хочешь получить сам.
(03.15) Александр Краснов: Все мы хотим стать счастливыми. Как Вы считаете, что такое счастье вообще, и что нужно делать, чтобы стать счастливым?
Неведомская Лидия Евгеньевна: Вы знаете, в свое время, много лет назад задала этот вопрос одному кубинскому певцу. И он не задумываясь ответил (я не знаю, сам ли он эту формулу вывел, или узнал от кого-то другого). Он сказал: «Счастье – это возможность быть в гармонии с окружающими, не выходя из гармонии с самим собой».
И вот за всю жизнь свою я не слышала не от кого лучшей формулы счастья.
(03.53) Александр Краснов: А как этого достичь?
Неведомская Лидия Евгеньевна: А Вы знаете, просто хотеть. Господь дает то, к чему ты стремишься, если это не противоречит его заповедям, а это никак не противоречит. Просите, и Вам будет дано.
(04.09) Александр Краснов: Мы можем, если это человек верующий, мы можем обратиться к Богу, и попросить его дать нам гармонию.
Неведомская Лидия Евгеньевна: Да. Да. Если это человек не верующий… Вы знаете, какой бы человек неверующий не был бы, все равно… Скажите мне, кто не хочет быть богатым физически, или материально, либо духовно и душевно?
(04.34) Александр Краснов: Все хотят.
Неведомская Лидия Евгеньевна: Все хотят. А от какого корня происходит слово «богатый»? От слова «бог». «Рог» — рогатый, «бог» — богатый. Это сидит очень глубоко в подсознании. Мы можем сопротивляться какой-то внешней оболочке.
Понимаете, Бог – наш отец небесный. Он открывается нам каждому – немножечко по-своему. И когда мы рассуждаем: есть Бог – нет Бога, я верю – я не верю. Мы очень похожи на каких-то совершенно диких детишек младшей группы, которые говорят: «Нет, это чужой дядя, это не папа. Мой папа не такой. Значит, и у тебя должен быть папа вот такой же, как и у меня, потому что у меня правильный папа и у меня правильная мама. Вот это мама».
Поэтому, у нас у каждого свои отношения, свои представления. И может быть, это иногда бывает правильной защитной реакцией.
Вот то, что Вы мне рассказали, ну не Вы, а кто-то там рассказал: «Это вот наша матерь общая». Я не понимаю этого. «Это вот богоматерь…» — человек пафосно говорит, потому что для него это уже пафосно. А я опять говорю: «А я не понимаю».
Наверное, я по этому поводу могу только старый анекдот рассказать.
В одном маленьком городе было несколько парикмахеров на одной улочке. Естественно, им не хватало клиентов. И они искали возможность как-то разрекламировать именно себя.
Один написал: «Здесь работает самый лучший цирюльник целого города».
Ну, сосед посмотрел, сказал, что это ерунда, написал: «Здесь работает самый лучший парикмахер всей страны».
Третьему что делать? Он написал: «Здесь работает самый лучший парикмахер всего континента».
Четвертому не осталось ничего, как написать: «Самый лучший парикмахер на планете».
А пятый скромно написал: «Здесь работает самый лучший парикмахер на этой улице.
Понимаете, если я верю, хоть какая-то сила, которая мне поможет, есть справедливость, (потому что если и в это не верить, жить вообще не возможно не одной минуты). Если ты вот в это веришь, эта справедливость к тебе придет. И она как-то для тебя будет окрашена эмоционально, может быть, даже материально. К тебе кто-то подойдет, чем-то поможет, ты просто найдешь иконку, или найдешь денежку, то, что тебе нужно.
И ты начнешь постепенно соотносить. Вот как только я успокоюсь и подумаю: «есть же справедливость», сразу что-то происходит, кто-то протягивает руку помощи. Ты успокаиваешься. Когда ты успокаиваешься, ты начинаешь чувствовать и видеть то, что происходит не на уровне людей, то, что происходит на уровне святых. Ты уже начинаешь в это верить, ты уже начинаешь этим интересоваться. Раз — совпало, два – совпало, три – совпало.
Потом ты понимаешь – это закономерность. Ты приходишь к людям, которые больше тебя знают. Ты спрашиваешь: « А скажите, почему совпало»? Тебе говорят: «Потому что так и так». А хочешь, чтобы больше совпадало, помолись, сходи в паломническую поездку, окунись в святом источнике, еще помолись, у тебя все будет получаться, тебе будут помогать. У тебя не ладится, потому что ты один. Человек не создан быть одним.
(08.32) Александр Краснов: Что вообще в Вашем понимании означает успех?
Неведомская Лидия Евгеньевна: Вы знаете, успех — это то, что ты успел сделать. «Успешный», «спелый», я думаю, что это близкие слова. Если я успел сделать то, что я хотел, я чувствую, что моя деятельность была успешной.
Другое дело, что мы очень часто хотим получить блага, которые получил другой человек. И думаем, что если мы со стороны, как дирижер, просто помашем палочкой, будет такая же буря оваций. Мы не всегда отличаем внешний ряд событий от его внутреннего сущностного наполнения.
Дирижер ведь не просто палочку держит в руках, потому что из-под палки нужно музыкантам играть. Там есть мастерство. Мы не знаем, сколько слез, пота, крови пролил другой человек, чтобы достичь вот этих результатов. Мы видим уже корону на голове. И пытаемся просто взять (как у спортсменов), «дайте мне этот кубок, я тоже хочу быть чемпионом».
Естественно, нас бьют по рукам и объясняют, что так не надо делать.
Я думаю, что успешный – ты успел сделать то, что хотел, успел это отдать людям, и успел получить от них благодарность. Это может быть в любой сфере жизни. И материальной тоже, кстати говоря.
Материальный мир созданный для нас, нам во владение дан, чтобы мы его берегли, чтобы мы его улучшали.
Мне мой духовный отец в свое время сказал, что ты можешь делать то, что чувствуешь своим призванием, при одном условии, если ты себе задашь два вопроса.
Если ты знаешь кому, и что хорошего ты несешь своим трудом, (может быть, ты настроение исправишь, может быть, ты вылечишь, может быть, ты научишь чему-то, или накормишь). То есть, конкретную пользу. Не просто «ребята, смотрите, какой я». Ну хорошо, мы посмотрели, дальше то что?
И второе. Если то, что ты делаешь, ты делаешь во имя Бога. Не гонишься просто за деньгами, за какой-то мишурой. Ты получил деньги, ты их потерял, у тебя их украли, тебе начали завидовать, обзавидовались.
В общем, столько сколько нужно для того, чтобы быть успешными, господь даст всегда.
(11.20) Александр Краснов: Все святые, как правило, отказывались от удовлетворения собственных желаний, удовольствий. И они возвышались после этого. Становились святыми. Как нам, простым людям, жить в этой жизни, и как нам взаимодействовать со своими чувствами, желаниями? Просто есть крайние позиции: либо их нужно удовлетворять, и наслаждаться жизнью, либо нужно их совсем загнобить и не прислушиваться к ним.
Неведомская Лидия Евгеньевна: Вы знаете, я думаю, что мы здесь немножко усложняем всю картину. Да, действительно, святые радовались совершенно другой радостью. Они радовались свету божию, они радовались каким-то совершенно другим радостям жизни, они не отказывались от чувств. Мы судим, исходя из своего опыта. И получается, опять же, ребенок в песочнице. Ему, конечно, не интересно смотреть чемпионат по футболу. Бедный папа сидит полтора часа. А тут можно покататься на трехколесном велосипеде замечательном, и покричать, и постучать, и кошку за хвост подергать. Сколько удовольствия! Папа себе во всем этом отказал.
Потом, папа, точно так же, сидит перед телевизором, думает: «Бедные монахи! Во всем себе отказывают! А тут сколько всего!»
А монахи думают: «Бедные, бедные! Они же не знают, что это все не радость».
Если вы пробуете что-то качественно на порядок выше, вы уже не хотите того, что низкое.
Если вы съели какую-то очень вкусно приготовленную еду, вы уже не хотите бутерброд позавчерашнего приготовления, сделанный на полустанке.
Здесь все то же самое. Там совершенно меняется весь строй, весь строй души, мир вокруг меняется, взаимоотношения с миром, с людьми – они очень сильно меняются. Но не надо думать, что это вот такие истуканы, которым чужда радость. Им и горе не чуждо. Они оплакивают наше узколобие, нашу упёртость, гордыню и все другие страсти, они оплакивают горячими слезами реально. Они это чувствуют, вот жжет их это.
А нам кажется, это наша оценка со стороны, что они бедные, и себе во всем отказали. Пятый пончик не съели, на дискотеку не пошли, и еще что-то такое там…
Не в этом дело. Им дискотека мешает, и пончики им эти не в радость.
Понимаете, так же, как, наверное, в музыке. Если вы слушаете какую-то нравящуюся вам (не важно, это рок, или это фольк, или это классика, не важно), но это музыка, которая нравится вам в этом ритме, в этой тональности, в этом настроении, и вдруг в нее еще какую-то погружают музыку. Она диссонирует. Вы хотите от нее отказаться, она вам мешает.
Я думаю, что здесь – то же самое. У монахов своя музыка души, духовный свет, духовная радость, которую они оберегают, потому что это радость необыкновенная. А нам со стороны кажется, что они ото всего отказываются, ничего не получая взамен.
(15.30) Александр Краснов: А если говорить о глобальных вещах, таких, как национальная идея России? Как Вы считаете, является ли наша страна какой-то уникальной, в чем ее предназначение?
Неведомская Лидия Евгеньевна: Вы знаете, сказать является — сказать банальность. Сказать не является – сказать глупость. Так Вы меня поймали.
Наверное, все-таки, поэт был прав: «Аршином общим не измерить…». Конечно, особенная стать у святой Руси. Проявляется даже в том, что национальность у нас не существительным, а прилагательным обозначена. Русский.
Россияне – это наше государственное устройство. Когда мы говорим, что мы россияне. Понимая, что это и морите (мордва), и те, и те, и те, и в том числе и русские. Когда ты прилагательное к чему-то еще большему, тогда действительно стоит вопрос о национальной идее.
Можно говорить, конечно, о православной идее. Можно говорить, что Россия – многоконфессиональная страна. И то, и другое будет правильно.
Я думаю, что не случайно в «Имя Россия» — Александр Невский выбран. Потому что действительно, фигура и в истории, и в психологии тоже уникальная.
Во-первых, потому что в 16 лет человек… Да, я понимаю, что раньше созревали, но все равно, чтобы тебя выбрали, пригласили на княжение в 16 лет.
Это как нужно было о себе заявить, как нужно было себя проявить, как нужно было ответственно ко всему относиться? Ведь это не папенькин сынок, не маменькин сынок, престолонаследник. И там вот кругом регентши какие-то, мамки-няньки. А это молодой человек, которого приглашают княжить. Причем, кто приглашает? Вольный Новгород.
Там непростые ребята были, которые приглашали. Понимаете? Они ведь могли сказать: «Спасибо, князь, нам довольно. До свиданья». И пригласить другого. У них выбор был.
То есть, это были взрослые мужчины, которые пригласили такого юного. Значит, что-то в нем было. Сейчас мы можем только догадываться.
Далее, это сражение его, это такой возраст 20-25, наши ребята – воины тоже в этом возрасте. Но умудриться вот так, действительно, от слова «мудрость», выстроить отношения и с Востоком (с этими ярлыками на княжение), никого зря не задеть. И, вместе с тем, очень четно, спокойно и достойно сказать: «Вот это наши границы, и здесь мы будем жить так, как мы считаем нужным». Это было принято и Востоком, и Западом.
Понимаете, там же еще крестоносцы были в полной силе. Это же 13 век. И междоусобица была, все вот эти сложности…. Переход с одного престола на другой, из этого города в этот, вот эта вся карьерная лестница.
Вот как он сумел все выстроить гармонично, грамотно, устойчиво?
Конечно, это уникальная личность.
Я не знаю, случайно – не случайно, то, что сейчас комета, которую открыли астрономы Новиченок и Невский… Почему-то хочется думать, что тоже не случайно. Как с неба нам опять князь свою руку помощи протягивает.
(0.09) Александр Краснов: Что Вы имеете в виду, когда говорите о руке помощи?
Неведомская Лидия Евгеньевна: Нет, конечно, я не имею в виду, что из тучи протянется рука, хотя все бывает, конечно. Я думаю, что 2020 год не за горами. 800-летие со дня рождения князя.
Я очень надеюсь, что мы всей страной будем отмечать эту дату.
Я очень надеюсь, что пока мы будем готовиться, мы много нового для себя откроем, многое прочувствуем, поймем. И, наверное, сможем внести какую-то свою лепту.
Во всяком случае, мне хотелось бы на это надеяться, потому что лично я являюсь руководителем проекта «Александр Невский», по мотивам оперы Вячеслава Лопухова. Опера, которая только сейчас дописывается, немножко не дописана.
То, что я делаю, это не опера в классическом варианте. Мы пытаемся найти совершенно новую стезю с волонтерами. Есть замечательный сюжет, есть «Житие» благоверного князя, святого Александра Невского. Есть прекрасная музыка. Я имею в виду, и духовные песнопения, и русскую народную песню, и ту музыку, которую сейчас Вячеслав Лопухов пишет. И если только есть малейшее желание в этом как-то поучаствовать, само собой рождается каждый раз что-то новое.
Вот сейчас, мы в конце мая, делаем бал в честь князя Александра Невского, и всех носящих его имя. То есть, всех Александров. Вспоминаем и Александра Пушкина, и Александра Блока, всех Александров, которые здесь присутствуют. Всех Александров, которые помнят, знают это, их родственники, знакомые, друзья, и т.д.
Каждый может внести свой посильный вклад. Собираемся это и выкладывать в интернет тоже, и выходить на такие контакты импровизационные. Бал – это всегда на ура.
(22.46) Александр Краснов: Что это будет конкретно?
Неведомская Лидия Евгеньевна: Конкретно, с божией помощью это получится. Сейчас паломническая поездка с Александро-Невским братством намечается, (это к 300-летию Александро-Невской Лавры), по местам Северной Фиваиды. Это от Городца в Нижегородской области (место упокоение, место, где князь Александр принял схему, и где он преставился), и по водному пути до Санкт-Петербурга, и заканчивается молебном у раки мощей Александра Невского.
И на корабле, с детьми, с родителями, с их взрослыми друзьями, мы собираемся, (я там руководитель, я собираюсь, по моим домашним заготовкам), с детьми сделать за 3 дня бал.
Опыт у меня есть в Козельске. Это центр духовного детского творчества, он окармляет очень карму священников. Мы делали в прошлом — позапрошлом году целую серию детских балов с взрослыми. Дети готовят танцы так, как умеют.
На самом деле это не так трудно. И хороводы водили. И польку танцевали. Под музыку двигаться – это одно удовольствие на самом деле.
И стихи читали. И «Оптинский цветник» вот так разучивали.
У детей замечательная цепкая память. 2-3 раза с ними одну сценку проиграешь, они все замечательно знают на память. Они потом целое «Житие» на память рассказывают так, как ни на одном уроке не выучат.
Поэтому, будем художественно – исторические приношения в честь Александра того, Александра другого вспоминать…. Будем вспоминать, что в школе учили, Александр Сергеевич Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» — все знают.
(25.04) Александр Краснов: Как принять участие?
Неведомская Лидия Евгеньевна: Я думаю, что просто скажите, хотим. Скажите мне, будем вместе думать. Я охотно и приеду, и помогу. Мы пытаемся найти братьев по разуму не среди зеленых человечков, а среди обычных людей.
«Если хочешь быть счастливым – будь им». Замечательный афоризм был у Козьмы Пруткова. Мы живем по этому афоризму, и у нас с божьей помощью получается.
(25.38) Александр Краснов: А по Вашим прогнозам, когда может случиться возрождение, по крайней мере, ощутимо?
Неведомская Лидия Евгеньевна: А Вы знаете, оно тихо и мирно случается уже сейчас. Просто мы все ждем, когда на нас, как на Ньютона, яблоко упадет. А пока почки набираются, цвет яблоневый…
Это все конечно хорошо, это все красиво, но это все не то.
«За одного битого двух небитых дают». Понимаете?
Вся перестройка, все эти сложности, новые религиозные движения, которые нам очень серьезно осложнили духовную брань. Но, это закалка колоссальная, мы стали понимать, что это не наше. Если мы об этом раньше просто не знали, то теперь мы точно знаем, что это не наше. И мы знаем, почему это не наше.
Поэтому, в данный момент, наверное, темного больше. Но есть и светлое в этом.
Найди свой смысл! — www.alexanderkrasnov.ru