Игумен Сергий (Рыбко)
Родился в 1960 году в городе Нелидово Тверской области в атеистической семье.
В 14 лет познакомился с рок-музыкой. Увлекся идеями движения хиппи, и одновременно — учением анархистов. В результате долгих духовных поисков пришёл к православию, хотя и продолжил увлекаться роком, сотрудничая с музыкантами и пропагандируя сближение церкви с русским роком: «У рок-музыки и церкви одна задача — привести людей к истине. Я никогда не воспринимал рок-музыку как развлекаловку, это та музыка, в которой поднимаются серьёзные духовные и философские вопросы».
С 1979 года служил псаломщиком в подмосковных храмах.
В 1988 году поступил в возвращённую церкви в том же году Оптину пустынь.
В 1990 году принял монашеский постриг и священный сан. В 1992 году направлен на подворье Оптиной пустыни в Москве.
С 1994 года — настоятель храма Святаго Духа Сошествия на бывшем Лазаревском кладбище.
Заочно окончил Московскую Духовную семинарию.
С 2002 года — также настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве, на территории которого начинает строительство нового храма во имя Собора Московских Святых.
В 2004 году награждён премией «Обретённое поколение» за миссионерскую деятельность среди неформальной молодёжи.
Видео:
Что нужно человеку для счастья.
Россия должна пережить очень быстро истину Крестовую.
Текст интервью:
Александр Краснов: Отец Сергий, здравствуйте!
Игумен Сергий: Здравствуйте.
Александр Краснов: Спасибо большое, что нашли время дать нам интервью.
Наш первый традиционный вопрос. Как Вы считаете, в чем заключается смысл жизни человека?
Игумен Сергий: Для меня, в результате всех моих поисков достаточно длительных и извилистых, я свой смысл жизни нашел в служении Богу и ближним. Это коротко, но для меня здесь – все.
Я родился в безбожной семье. О Боге никогда не слыхал в юности моей. Но достаточно быстро меня стали занимать вопросы о смысле жизни. Я понял, что если я не найду для себя ответ на этот вопрос, жизнь будет бессмысленной, а значит никчемной.
Вот так вот случилось через движение хиппи, через рок-музыку, через контркультуру я пришел в православную церковь. И здесь получил все ответы на свои вопросы, достаточно удовлетворительно.
Александр Краснов: Есть такая книжка, я ее сегодня купил при храме. Называется «Служители темных сил».
Здесь есть такая мысль, что современные сатанинские культы призывают молодежь (в частности) все желания, которые возникают у человека исполнять.
Как здесь быть? Где найти разумную грань? Ведь желания тоже нужны. Как определить, какие желания нужно выполнять, какие не нужно?
Игумен Сергий: Изначально человек состоит из 3 частей: дух, душа и тело. И сначала была еще такая философия неотомизма еще у античных греков. Были как такие стоические философские системы, которые призывали к аскетическому образу жизни, так и были вединистические философские системы, которые призывали жить «на всю катушку».
Языческий мир себе ни в чем не отказывал. Это то, из-за чего он, собственно, и рассыпался. Пришли варвары и его разрушили окончательно.
Но явилось христианство, где призывается в уверенности во всем. Христианство не против плоти, не против крови.
Как сказал один из святых: «Мы не телоубийцы, мы страстоубийцы. Грех, страсть – это то, что излишне. Нельзя переходить какую-то черту. И тело требует своего, и душа, и дух.
Тело требует необходимые ему силы, здоровье, питание, отдых, продолжение жизни. Душа требует общения с людьми, узнавание чего-то нового, науки, искусство, познание. А дух – это религиозная такая область в человеке, область взаимоотношения добра и зла, и поиск Бога.
Для того чтобы человек жил во всей своей плоте, нужно чтобы гармонично сочетались эти 3 части человека, и чтобы гармонично они получали ответы на свои запросы. То, что хочет душа и тело, чтобы они получали то необходимое и достаточное им.
Я часто говорю, что я считаю, что нужно взять от жизни все. Поэтому я стал монахом. Потому что если взять только на уровне телесном, как это сейчас понимается, то это будет животное. Поросенок берет от жизни все. Но результат – это колбаса. Так в жизни получается.
А человек – это более высокое создание. Только тогда он сможет взять от жизни все, если он будет на всех своих трех уровнях (духовном, духа и телесном) брать, и уметь это сочетать гармонично. Это действительно будет максимальное, что можно взять от жизни, чтобы превратить ее в полноценную и богатую яркую жизнь.
Александр Краснов: Как научиться эту грань определять? Или у кого научиться? Может быть, литературу посоветуете, какую?
Игумен Сергий: Без религии тут ничего не получится. Есть священное писание, которое называется «Божественное откровение» об аде в церкви.
Один из святых сказал очень интересную фразу, что «апостолы и святые сложили в церковь, как в некую сокровищницу, все, что необходимо и достаточно для спасения, духовного роста, для жизни вообще, и каждый может приходить и брать оттуда все, что он пожелает».
Вот тот богатый опыт двухтысячелетия православной культуры, который собрали святые, он описан, он написан не только в книгах буквами. Это наши богослужения, это наши храмы, искусство иконописи и фрески, книжные миниатюры, и вообще тот устрой и уклад жизни, к которому человек приобщается, живя в церкви.
И там он постоянно учится. Учится уверенности, учится любви к ближнему и Богу, учится, как правильно строить свою жизнь.
А правильно – в соответствии с волей Божию. Есть такое божие определение: каждый из нас послан на эту землю с какой-то определенной миссией. Он должен понять эту миссию, и ее исполнить. Тогда человек будет на своем месте. Тогда человек принесет плоды. Тогда человеку будет интересно жить, и он будет жить полноценной жизнью.
Когда человек живет не своей жизнью, он никогда не будет счастлив, и никогда ничего не добьется, никогда не состоится.
Александр Краснов: Вы очень важный вопрос затронули относительно миссии человека. Сейчас очень большое количество людей беспокоит, как определить, как найти свою миссию?
Игумен Сергий: Изначально заложено от Бога такое некое стремление к какому-то образу деятельности. Это называется призвание в миру. И к этому необходимо прислушаться. Это такая душевная больше вещь. Она открывается порой не сразу. Порой с годами созревает такое четко выраженное стремление к тому или иному образу жизни.
В юности – получение образования помогает как-то определиться. Но, окончательное определение происходит уже в 30-40 лет. Там уже можно начинать что-то отдавать.
Вообще, христианство – это такая философская система, которая учит отдавать. Она учит тому, что «чем больше ты отдашь себя, тем больше ты получишь». Буквально свое здоровье, силы, время, досуг. Чем больше всего этого ты отдашь окружающим людям, тем больше ты получишь. Здесь получишь. И еще – в царствии небесном.
Александр Краснов: Как Вы считаете, что такое настоящий успех? И как стать успешным человеком?
Игумен Сергий: Это опять-таки вопрос о миссии. Каждый из нас чему-то предназначен.
Как только человек поймет свое предназначение, исполнит его на земле, от Бога ему данное, тогда он станет успешным.
Для этого не обязательно быть президентом Америки, или гениальным поэтом, композитором. Можно быть просто врачом рядовым.
Когда человек на своем месте свое служение ближнему совершает, то это успешный человек, он счастлив, он проживает полноценную и богато наполненную жизнь.
И в семье у него будет успех, потому семья это не только «вторая половинка». Это дети, это родственники.
И, конечно же, человек должен что-то сделать. И построить дом, посадить дерево, родить ребенка – этого мало. Это хорошо, но мало. Надо оставить какой-то след на земле.
А самое большое, что можно сделать, это показать кому-то «дорогу в небо». А для этого нужно самому ее найти и пройти.
Тогда действительно, сумеешь показать какому-то человеку еще «дорогу в небо». И, наверное, это все, что можно сделать.
Александр Краснов: Отец Сергий, скажите, пожалуйста, есть ли у человека долг в жизни? Если есть, то какой? И что дает исполнение этого долга человеку?
Потому что нам очень часто говорят, что мы должны это, должны то, должны то. Что дает исполнение долга?
Игумен Сергий: В обществе, к сожалению, есть такая склонность к зомбированию своих членов. Там предлагаются людям всякие ложные догмы. Например: «умри за Сталина», или «умри за Фюрера». Достаточно многими человек окружен долгами, если он будет их все исполнять – он потратит жизнь напрасно.
Я очень ценю свободу, поскольку прошел такую школу контркультуры. Для меня свобода – это, наверное, одно из главных понятий в жизни. Я всегда говорил, что «если нужно бы было выбирать между Богом и свободой, я бы выбрал свободу». Но настоящая свобода возможна только в Боге.
«Познайте истину, она сделает вас свободными», — так говорит Евангелие. И – «Где дух, где Бог, там и свобода».
Любая свобода вне Бога – зло. Человек становится машиной зла без Бога.
И поэтому, я один только долг признаю, это долг перед Богом.
А уже по отношению к людям, где Господь как-то повелевает послужить, там я и нужен тем людям, которым нужно послужить. Вот в этом мой долг. Это самое главное. Все остальное – это мой свободный выбор.
Ну, я опять-таки хочу вернуться к тому, что было раньше. Чем больше ты отдаешь, чем больше ты служишь, чем больше ты должен окружающим людям, тем более ты счастлив и радостен.
Но этот долг должен быть строго в Боге. Вот есть, скажем, милосердие. Есть добро такое в Боге. А есть филантропия. Вот налить алкоголику выпить, это вроде с его точки зрения хорошо, а с точки зрения более высоких понятий – ничего хорошего.
Нужно помочь избавиться от страсти пьянства, и не ввергать его дальше в алкоголическую зависимость.
Поэтому человек должен освободиться сам. Действительно освободиться в таком высоком понимании, и помочь другим людям найти свободу. Для этого нужна опять-таки вера, и нужна подчиненность Богу.
Добровольная подчиненность Богу освобождает человека от подчиненности дьяволу, подчиненности злу, страстям, и попыткам общества зомбировать человека.
Только в Боге возможна такая свобода. Высшая свобода.
Александр Краснов: Как Вы считаете, что такое счастье? И как стать счастливым?
Игумен Сергий: Обычно человек семейный ищет ответы на эти вопросы в области творческой. Но я священник, я монах, семьи у меня нет, однако я несчастным человеком никогда себя не ощущал. Наоборот, я счастливейший человек! У меня есть все, чего я хотел, к чему я стремился, и даже больше того.
Для меня счастье – состояться в Боге. То есть, использовать свое предназначение в Боге. Если Бог так решил, что у меня не должно быть семьи, значит, ее не должно быть.
Но монашество требует отречения от семьи только в том понимании, чтобы не тратить на это время и силы. Человек либо служит своей семье, и его возможности тогда ограничены достаточно. Либо он свободен от семьи, и может больше сделать для окружающих людей.
Я в свои годы хорошо это все понял. Поэтому, никакой ущербности я не ощущаю. Я, к сожалению, не оставлю после себя ребенка, но дерево я посадил не одно, и даже дом не один построил, даже не дом, а храм. Поэтому, я счастливый человек на все 100.
Александр Краснов: Отец Сергий, а как Вы считаете, в чем смысл существования нашей страны? Какая у нас национальная идея?
Игумен Сергий: Есть предсказания и старцев и философов русских таких, как Иван Алексеевич и других русских философов, что Россия должна пережить очень быстро для себя истину Крестовую, и потом с ней поделиться с другими народами, (теми, которые не знают, или теми, которые пали).
Европейские, например, пали потому что католичества еще больше, чем христианства, и еще больше профанации. Другие народы, это восточные, которые не знают Христа, мусульманские народы, языческие народы. И по мере сил и возможностей поделиться.
Потом, кто знает, как сложится? Уже начали космос осваивать. Для чего Бог создал планеты и галактики? Чтобы на них смотреть? В инопланетян я не верю.
Как Новый Свет открыли и начали изучать и заселять, я думаю, что начнутся и заселения. Это гораздо разумнее, чем воевать за кусок хлеба.
А там надо будет епархии открывать, храмы строить, проповедовать Евангелие, православную церковь.
Я думаю, что это все не за горами. Вот, Юрий Алексеевич совсем недавно в космос улетел, тоже верующий человек. Мама у него очень религиозная, а он перед полетом ездил в Севильскую лавру, молился. И за благословением патриарха ездил, к Алексию I.
В свое время, это стало такой традицией. Я в свое время видел фотографию. Патриарх Алексий I Симанский сидит, вокруг него космонавты стоят вот так.
Так что, космос – это не шутки.
Вот так, я думаю, в этом предназначение России.
Найди свой смысл! — www.alexanderkrasnov.ru