В миру Евгений Леонидович Лагутин. Родился 3 февраля 1967 года в пос.Свердловский, учился в нашей школе. После школы служил в армии в разведроте артполка. В 1995 году закончил с отличием МВТУ им. Баумана и работал инженером на космодроме Байконур. С 1996 года — сторож при храме Владимирской иконы Божией Матери в г. Мытищи. 21 декабря 1997 года пострижен в монашество игуменом Александром (Агриковым), а 15 февраля 1998 года рукоположен в иеромонаха архиепископом Можайским Григорием. С 1998 по 2001 год с нуля возводил больничный храм во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона в городе Мытищи, куда и был определен настоятелем в 2000 году. В 2002 году закончил Коломенскую духовную семинарию и в 2003 году назначен настоятелем второго прихода храма Христа Спасителя Николаевской Берлюковской пустыни.
С 2006 года — настоятель Николо-Берлюковского монастыря Московской епархии.
18 февраля 2007 года возведен в сан игумена митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в храме Христа Cпасителя Николо-Берлюковской пустыни. С 2009 года является действительным членом Императорского Палестинского Православного Общества.
Видео:
Кроме физических, есть еще и духовные потребности.
Что бы не страдать—не привязывайся.
Национальная идея — Святая Русь.
Долг — это соблюдать то, что угодно Богу
Успех — это умереть для этого мира.
Текст интервью:
(00.17) Александр Краснов: Отец Евмений, здравствуйте!
Отец Евмений: Добрый день!
(00.20) Александр Краснов: Как Вы считаете, в чем заключается смысл жизни человека?
Отец Евмений: Я могу сказать такую вещь, несколько, может быть не привычную, но смысл жизни объективный, без всяких чувств, желаний и хотений человеческих. Смысл жизни человека – это смерть. То есть, мы помрем, и от смерти еще никто и никогда не уходил.
Поэтому, смысл жизни каждого человека – это смерть. Значит, подготовка к смерти. Если коротко, то это так звучит.
(00.54) Александр Краснов: Хорошо. Как готовиться к смерти?
Отец Евмений: Готовиться к смерти – это еще более сложный вопрос, потому что для подготовки к смерти нужно пройти школу. Я бы даже сказал, институт, а можно даже сказать, академию.
Потому что святые отцы говорят, что православие – это наука из наук, и искусство из искусств. То есть, мы в течение всей своей жизни, до смерти, учимся, не включая обучение в школе, техникуме, институте.
Мы учился до смертного одра. И эти уроки, они каждый день без остановки проходят с нами и проходят. Одни мы, или с друзьями, или с врагами, или с любимыми, или с нелюбимыми людьми, все равно мы учимся.
Как готовиться? Сдавать уроки хотя бы на «троечку».
(01.46) Александр Краснов: Какие основные уроки?
Отец Евмений:Самый основной, самый профилирующий предмет в нашей жизни – это терпение и смирение, из которых складывается любовь. Потому, что Бог – это любовь, и чем мы ближе к божественному естеству подходим, чем больше у нас любви, (а к ней приблизиться можно только через смирение и терпение), тем, соответственно мы больше нравимся нашему преподавателю (как в институте), и нам ставят более высокую оценку.
(02.19) Александр Краснов: Большинство людей хочет стать счастливыми. Мы все для этого делаем: становимся успешными, зарабатываем, рожаем детей, ездим отдыхать. Но, в конце жизни, как правило, человек на смертном одре очень сильно страдает, мучается. Можно сказать, что очень редкие люди умирают счастливыми.
Почему так происходит? Как умереть счастливым?
Отец Евмений: Опять скажу несколько непривычную вещь, отказаться от всего. От всех вот тех моментов, которые Вы сейчас назвали, надо отказаться.
Почему? Потому что они привязывают нас к этому миру. Чем больше мы с ним вживаемся, тем больнее будет отрезать.
Если я здесь построил дачу на Канарах, у меня яхта стоит где-нибудь во Франции, у меня 5-6 детей, которых я люблю, кто-то из них болеет, кто-то женился. То есть, я вжился в эту жизнь, у меня работа, у меня какие-то там профессиональные моменты. А тут – смерть. Но это же страшно. Как это? Только что я планировал, что мне надо съездить на Канары разочек на дачу, еще нужно в Америку слетать, еще надо до Китая доехать – а тут смерть. Ну как же тут счастливым будешь? Не будешь ты тут счастливый.
(03.50) Александр Краснов: В какой момент нужно отказаться?
Отец Евмений: Отказаться нужно в тот момент, когда ты чувствуешь привязанность ко всему этому. Потому что опираюсь я на слова святых отцов. Они очень просто говорят: «Не хочешь страдать – не привязывайся». Просто и понятно.
И вторая фраза, из которой все это исходит, это Евангелиева фраза: «Ищите царствие небесное, остальное все приложится». И Канары приложатся, если это нужно, и Америка, и Китай.
(04.23) Александр Краснов: То есть, в монастырь уходить не обязательно?
Отец Евмений: Нет. В монастырь уходит только тот, кто это может вместить.
Знаете, как в стакан, можно влить ведро воды? Невозможно. Так и человек, который вмещает понимание монашеской жизни, он пойдет в монастырь. Он ничем не удовлетвориться в мире: не семьей, не какими-то другими привилегиями. Он от всего отречется.
Были и генералы монахи, были и инженеры монахи, и ученые и профессора в монашество ушли. Потому, что они все обыскали в этом мире, все попробовали, все пощупали руками, все это их не удовлетворило, и они ушли в монахи.
А те, кто не может это вместить, тот останавливается на семье, на работе, на генеральской должности, или еще на чем-то.
(05.12) Александр Краснов: А как совместить?
Отец Евмений: С монашеством?
Александр Краснов: С отказом. С не привязанностью, как Вы говорите.
Отец Евмений: Нет. Если ты хочешь уйти в монашество, то это с генеральской должностью не совместимо. То есть, надо от нее отказаться.
Монашество – это от слова «моно», один. А генерал не может быть один.
(05.35) Александр Краснов: А может быть такое, что человек живет в миру обычной жизнью, и при этом не привязан?
Отец Евмений: Может быть такое. Но это очень сложно. Потому что не привязываться к своим детям, например, очень трудно. А чем больше ты к ним привязываешься, тем больше будешь страдать. Потому что они обязательно в чем-то будут тебя разочаровывать.
Каждый родитель о своих детях всегда думает завышено. Он думает, что они намного лучше, чем есть на самом деле. Поэтому они будут его постоянно смирять. Показывать, что они не такие, что они хуже, что они в чем-то недотягивают до его критериев.
Конечно, от детей отказаться невозможно. Дети есть дети. Но если человек решил уйти в монашество, то придется от этого отказаться.
(06.24) Александр Краснов: Но мы же не можем все в монашество уйти. Тогда будет один большой монастырь на планете Земля.
Отец Евмений: Прекрасно. Прекрасно. Будет царство небесное на земле.
Потому что все там, как ангелы. Ангелы не занимаются тем, чем занимаются люди в миру. Вот монах как раз примеряет на себя одежду ангельскую. Он старается жить по-ангельски.
(06.50) Александр Краснов: Как тогда население будет пополняться?
Отец Евмений: А зачем?
(06.56) Александр Краснов: Жизнь прекратится тогда.
Отец Евмений: Да, давно пора.
(07.02) Александр Краснов: Отец Евмений, у Вас на территории монастыря есть пещера.
Как Вы считаете, зачем люди, монахи залазили в эту пещеру, и отказывались от радостей жизни, от удовольствий жизни?
Просто наша культура сейчас говорит о другом. О том, что нужно наслаждаться, получать удовольствие. А люди залезли в землянку.
Отец Евмений: Во-первых, оговорюсь, это не наша культура. Это поп-культура. С попами, прошу, не путайте. Популярная культура, пришедшая к нам с Запада.
То потребительство, которое сейчас захлестывает весь мир, которым упиваются все вином блуда. В Апокалипсисе об этом очень хорошо написано: «… вином блуда напояющие народы». Вот это все с Америки к нам лезет.
На самом деле, у нас не было такого потребительства никогда. Больше самопожертвования, чем такой «обжираловки», как сейчас. Все мы – все. Я в широком смысле говорю.
И я не согласен, что это единственно правильный образ жизни. Вот так потреблять, пока «пузо» не вырастет, и пока не стошнит. На мой взгляд, мы чем-то отличаемся от животных, и у нас есть совсем другие области применения наших качеств и возможностей. О которых многие сейчас, кстати, даже не знают ничего.
Простой вопрос задам. Вот Вы знаете анатомию своего тела?
(08.47) Александр Краснов: Очень приблизительно.
Отец Евмений: Приблизительно знаете. А анатомию души Вы знаете?
(08.52) Александр Краснов: Не знаю.
Отец Евмений:Даже приблизительно не знаете. Что есть в душе.
К сожалению, вот эта вот безграмотность сейчас полная. 100% безграмотность. И как можно пользоваться тем, что ты даже не знаешь, что у тебя это есть?
Представьте, если у Вас сейчас за спиной есть крылья, Вы можете летать, но Вы о них ничего не знаете. Они будут Вам мешать. В конце концов, Вы скажите: «Да отрубите мне их, они мне мешают ходить, а то может и ползать, может, я ходить не умею».
Вот то же самое у нас в душе. Есть масса качеств, о которых многие люди даже не знают, и из-за этого становятся не счастливыми. Потому что это, как кажется им, балласт. Совесть, радость духовная, молитвенность, какие-то духовные восприятия этого мира, которые вообще закрыты для сегодняшнего поколения, в интернете их не найдешь.
Это можно найти только в религиозном развитии, в духовном развитии. А этим сейчас практически никто не занимается. Как же они будут счастливые? Да никак.
Но по поводу пещер. Невозможно понять, почему человек уходит в пещеру, если не принять к сведению то, что.
И если мы допускаем, что есть духовные потребности, то тогда телесные потребности не могут перекрыть духовные. И чтобы духовные потребности удовлетворить, человек уходит в пещеру. Чтобы отрезать от себя любые искушения, телесные и душевные, чтобы сконцентрироваться только на духовном.
И вот таковы были затворники пещеры, затворявшиеся для того, чтобы общаться с Богом.
Ну, представьте, Вы не сможете оторваться от беседы с интереснейшим собеседником, который Вас будет просто поражать, удивлять и радовать.
А к Вам подойдет бомж: «Давай поговорим!» — Кого Вы выберете?
(11.10) Александр Краснов: Собеседника.
Отец Евмений: Собеседника. С бомжем не будете беседовать, не променяете на бомжа.
Александр Краснов: Не о чем.
Отец Евмений: Да. Не о чем.
Лучшего собеседника, чем Господь, нет. И человек, который входит в пещеру, он отрекается от всего бомжевского, и ведет беседы с Господом.
(11.33) Александр Краснов: Отец Евмений, как Вы считаете, что такое настоящий успех? И как стать успешным?
Наше общество очень сильно сейчас болеет этой темой. И все хотят «Мерседес», дом, и т.д.
Отец Евмений: Понятно. И любовниц десяток.
Мы говорим на разных языках.
Для меня успех – это войти в царство небесное. То есть, умереть для этого мира. Многие покрутят у виска, услышав такой ответ.
Для них успех – это любовницы, это еда в дорогих ресторанах, это жизнь на островах и прочих странах. Для меня – это бред. Я могу покрутить у виска, когда мне так ответят. Мы обменяемся вот таким жестом. Поэтому, на разных языках общаемся.
И поэтому, сказать, что для меня будет успех – это единственный успех, войти в царство небесное. Что для них успех – это тысячи этих успехов, и каждый со своей стекляшечкой носится (у одного желтенькая, у другого – зелененькая, у третьего – красненькая). У каждого свой успех, их не возможно под одну расческу сгрести. В своем различии – все одинаковые, потому что это все – мир, и все это потеряется.
То есть, все успехи в этом мире потеряются.
(13.07) Александр Краснов: Отец Евмений, а есть ли у человека какие-либо обязанности? И если есть, то перед кем?
Отец Евмений: Нам это внушают с детства. «Ты обязан сесть на горшок», «ты обязан кушать», «ты обязан спать после обеда», потом обязанности школы, института, работы, обязанность перед семьей, родителями, друзьями.
Обязанностями мы все облеплены, как снежный ком накручивается на маленький шарик снега. Вот так и мы.
Чем больше мы живем в этом мире, тем больше у нас обязанностей. В конце концов, человек просто в этих обязанностях запутывается, и начинает просто вопиять: «сколько можно, у меня психоз, и кризис среднего возраста, и вообще, хочется плюнуть на все это и убежать».
На самом деле, все эти обязанности – это все суета сует. Как царь Соломон говорил еще.
Есть одна единственная обязанность перед тем, кто нас сотворил. Господь сотворил этот мир для нас. Как песочницу, в которой мы в свои пасочки играем. Господь сотворил нас с нашими качествами. И перед Богом мы обязаны соблюдать те заповеди, которые он нам дает, соблюдать те качества, которые в нас заложены, потому что мы сделаны по образу и подобию Божиему. И Мы обязаны перед Богом войти в царство небесное. Как это не странно звучит, мы обязаны войти в царство небесное.
Хотя, кто не хочет в царство небесное войти? Все хотят.
Но как-то странно. Хотят в царство небесное, а делают все, чтобы попасть в ад. Вот тоже интересный момент.
Поэтому, обязанности у нас только одни – соблюдать то, что угодно Господу Богу. Все остальные обязанности – они как производные от этого.
Если ты соблюдаешь «возлюби ближнего», ты будешь обязанности нести перед супругами, перед детьми, перед родителями, перед всеми. Если ты не соблюдаешь «возлюби ближнего», ты никаких обязанностей по отношению к ближним нести не будешь.
Если ты любишь Бога, то ты будешь обязан соблюдать все, что Господь хочет от тебя в этом мире. Ты не будешь мусорить, ты не будешь убивать животных, рубить деревья. Это все творения божие, и они даны нам для того, чтобы мы их правильно использовали, а не издевались над этим всем.
Все происходит из одной точки. Из точки соприкосновения человеческого естества, и божественного.
(16.06) Александр Краснов: Отец Евмений, как Вы считаете, есть ли у нашей страны какое-то особое предназначение, национальная идея? Потому что в последнее время чувствуется, что национальная идея – это просто хорошо жить.
Как Вы считаете, если ли?
Отец Евмений: Это такое отравление западной «блевотиной». Потому что этого у нас никогда не было.
У нас национальная идея – святая Русь. И никогда мамоне мы не поклонялись. Человек мог за свое отечество отдать жизнь. Представьте, пришли и предложили князю Галицину: «А может, ты продашь родину, а я тебе миллион долларов дам». Он бы вас вызвал на дуэль.
То есть, потеряны наши ценности религиозные, русские ценности, православные, общекультурные ценности потеряны под этой «пеной» западной поп-культуры.
К сожалению, это информационная война, которая нас захлестывает. И мы, порой, сдаем фронт, отступаем.
Но, все же, есть цель у России, о которой спорили еще, когда была русско-турецкая война. Потому что хотели мы Константинополь освободить от турок. Была такая цель у нас.
То есть, мы хотели Палестину, святую землю присоединить к России.
А при Алексее Михайловиче вообще хотели создать огромный Рим православный, только на российских началах.
Связывает все эти моменты только то, что мы носители православной религии, православной культуры. И это мы должны донести до конца времен.
Вот единственная цель России. За это нас все не любят. Если бы мы были, как европейцы, никто бы нас не трогал. А так, как мы все время говорим о том, что «давайте жить дружно», «давайте мамоне не поклоняться», «есть ценности высшего порядка», нас за это не любят.
Поэтому, как бы нас не любили, сколько бы нас не «утюжили» танками, самолетами, или новыми технологиями, все равно, Господь нас хранит, пока мы свою обязанность не выполнили.
Вот удивительно, для всех других стран, все, что на нас высыпано (тысячи тонн взрывчатки, огромное количество людской массы) должны давно исчезнуть с лица земли. А мы все равно остаемся.
Поэтому, будем хранить православную культуру и веру. Наша цель будет Богом поддержана, и мы останемся. Исчезли татаро-монголы, «утюжившие» нас на лошадях, исчезли французы, исчезли «крестоносцы», исчезли шведы, фашисты. А мы как были, так и остались.
(19.47) Александр Краснов: Спасибо большое.
Найди свой смысл! — www.alexanderkrasnov.ru