Терапевтические принципы
Сурья намаскар является мощным орудием на вооружении йога- терапии, имеющим многостороннее адаптирующее воздействие. Она может быть широко применена в терапии, потому что она легка и приятна в выполнении, не требует большого количества времени, что хорошо для нетерпеливых.
В предыдущих главах мы видели, как Сурья намаскар оживляет физический организм и помогает поддерживать динамичный и активный стиль жизни. Хорошее физическое здоровье – необходимое условие хорошего состояния ума. В этом проявляется часть роли Сурья намаскар как предупредительной меры, т.к. профилактика предпочтительнее лечения.
В этой главе мы будем приводить терапевтические свойства Сурья намаскар, описывать, как она атакует болезненные процессы, а также помогает приводить в порядок физические функции, течение энергии и равновесие ума. Действительно, роль Сурья намаскар в ментальном здоровье намного больше, чем большинство людей себе представляет , а в случае серьезного психического расстройства Сурья намаскар является одним из наиболее эффективных и мощных средств, которое йога-терапевт имеет в своем распоряжении. В некоторых ситуациях она даже превосходит медитацию в ее способности реорганизовать энергию, которая, став искаженной, приводит к ментальным и нервным расстройствам различной степени. Хотя Сурья намаскар является действенным способом надежно искоренить болезнь, особенно в случаях состояний с пониженным тонусом, а также психосоматических и определенно вырождающихся состояний, тем не менее она должна использоваться благоразумно и мудро. Еще раз следует напомнить, что она, конечно же, должна преподаваться только в терапевтическом варианте под руководством эксперта, т.к. эта практика освобождает огромные потоки праны, которыми можно было бы пользоваться многие годы.
Процесс выздоровления должен быть медленным и контролируемым, если мы не хотим, чтобы он был дегенеративным и протекал с большой болью и дискомфортом в форме оздоровительных кризисов, например, фурункулы, сыпь, озноб и понос.
В более экстремальных случаях, таких как повышенное кровяное давление, паралич, коронарно-артериальная болезнь, грыжа, кишечный туберкулез или при очень ослабленных системах тела, освобожденная сверхэнергия может стать тем импульсом, который способен опрокинуть равновесие и уничтожить жизненные органы тела. Трубка с трещиной в ней должна быть сначала запаянной, прежде чем подвергать ее дополнительным внутренним давлениям. Таким образом, процесс выздоровления должен проходить поэтапно и систематично. Это подтверждено опытом. Как правило, вся терапия должна предприниматься под руководством квалифицированного медицинского работника и эксперта йога-терапевта.
Некоторые расстройства, поддающиеся Сурья намаскар Список этих расстройств гласит: прыщи, фурункулы, анемия, отсутствие аппетита, быстрая утомляемость, тучность, замедленное развитие, варикоз вен, остеохондроз и ревматические состояния, головная боль, астма и другие легочные заболевания, нарушение пищеварения, запор, проблемы почек, слабая функция печени, пониженное кровяное давление, эпилепсия, диабет, заболевания кожи (экзема, псориаз, лейкодермия), предотвращение обычных простуд, расстройство баланса эндокринных желез, проблемы менструаций и менопаузы,такие психические расстройства, как депрессия, невроз, психоз и многие другие. Так же она используется для восстановления защитных сил, а также для стимуляции нормального роста.
Основы терапии
Человеческое тело состоит из очень большого числа различных систем и органов, работающих совместно, чтобы выполнять свои особые функции и поддерживать организм в целом. Жизненные процессы, такие как пищеварение, кровообращение и т.д. не изолированы, но являются результатом равновесного взаимодействия различных взаимозависимых систем и органов.
Несостоятельность одной системы органа или функции, оказывает вредное действие на все тело. В этом случае болезнь неизбежна. Есть много причин, разрушающих тело. Медицинские исследования называют следующие группы причин: врожденные (от природы), инфекционные, канцерогенные, травматические, метаболические, аллергические, ятрогенические (вызванные врачом), самолечение, эндокринные и невралгические причины. Есть также большая психологическая группа болезнетворных факторов, в этих случаях физические изменения и болезнь вызваны работой ума. В дополнение к этому большому разнообразию причин болезней имеется большая группа идиопатических или неизвестных причин.
С йогической точки зрения расстроенное здоровье есть результат дисбаланса в энергетических системах тела. Безразлично, насколько умен, хорош и законопослушен может быть человек, если его энергетическая система функционирует не должным образом — он будет страдать от болезней.
Часто болезнь может обнаружиться неожиданно, однако, вероятнее всего, она была в латентном состоянии многие годы, запрограммирована в генетических структурах тела от рождения или в каких-то глубоких подсознательных областях ума. Следовательно, лечение от болезни заключается в восстановлении равновесия энергетических систем, направляющих энергию в нужное место. И не важно при этом, какой фактор (кажущийся, поверхностный или причинный) ее вызвал. С этих позиций мы должны изучить потоки энергии, называемые ида и пингала.
Разбалансировка нади
Для большинства из нас тотальное здоровье, которое ведет к окончательному духовному пробуждению, не может быть достигнуто. Мы часто испытываем колебания настроения, периоды здоровья и болезни, обычные взлеты и падения жизни. Это нормальный жизненный процесс и объясняется он в йогических терминах постоянным переходом энергии из иды в пингалу и наоборот приблизительно в 90-минутный период. У нормального индивидуума в течение 90 минут преобладает ида, затем – 90 минут пингала. Мы бываем в саттвическом сбалансированном состоянии очень редко – несколько минут каждый раз. Равновесие имеет место в переходной точке каждого цикла.
Состояние болезни возникает, когда случается чрезвычайный переход энергии, выходящий за нормальные рамки обычного относительно здорового состояния индивидуума, или когда ритм перехода нарушен. Например, если мы сосредоточиваем внимание на наших мыслях или каком-либо событии нашей жизни, мы вызываем непрерывный поток ментальной энергии, которая может быть использована. Это может создать ситуацию невроза, когда чрезмерный акцент на внутренних ментальных затруднениях становится причиной поломки уже разбалансированного ума. Так возникает ситуация психоза.
Такое состояние возможно из-за нашего стиля жизни, жизни с преобладанием иды, состояния интровертности. Хотя это не является экстремальной ситуацией или острым кризисом, но действует постоянно, хронически. Снижается устойчивость организма, что может при соответствующем случае привести к острому срыву и выявиться в действительной болезни позже в жизни. Такой дисбаланс является вредным и не делает человека счастливым.
1.Личность с преобладанием пингалы.
Человек, который главным образом экстраверт, имеет очень мало доступа к внутреннему опыту. Он ищет заполнения внутренней пустоты внешними удовольствиями, он неудовлетворен и амбициозен. Он постоянно тянется наружу к внешним гарантиям и счастью, которые не могут удовлетворить внутренние потребности. Это ведет к большим разрушениям и внутренним напряжениям, заставляющим его двигаться в направлении еще большего внешнего поиска. Такие люди с пингала-доминантой склонны к сверхактивности своей симпатической нервной системы, повышенной секреции желудочного сока, что является причиной язвы, ангины или повышеного кровяного давления. Они постоянно находятся в состоянии готовности к «сражению» или «бегству», что имеет причиной повышенную секрецию адреналина и, как правило, малую физическую нагрузку, сжигающую возбуждающие секреторные вещества. Болезни возникают от дисбаланса секретов и метаболических процессов. Такие люди могут быть неугомонными и раздражительными, страдающими «болезнью» в интерперсональных ситуациях.
2.Личности с преобладанием иды.
Люди с преобладанием интравертности по натуре мечтатели, которые много думают, но не приводят в действие свои мысли. Такие индивидуумы остро осознают свои чувства (ощущения) и обычно сверхчувствительны к внешним событиям и межличностным переживаниям. Они могут думать о катастрофах и обычно имеют мало перспектив реализоваться. Здесь маленькое внутреннее счастье должно возместить неспособность «добиваться результата вместе, в сотрудничестве». Эти люди редко проявляют активность физического типа. У них недостаточно жизненной энергии, чтобы действовать продуктивно в мире, так чтобы доводить до конца свои планы, хотя, конечно, не очень серьезную разбалансировку они могут выдержать. В экстремальном случае есть тенденция к очень малой физической жизненности и болезням, таким как запор, депрессия, тревожность, язвенный колит, экзема и масса психо-соматических болезней, развивающихся на этой основе.
Отсюда мы видим два главных рисунка болезней:
Болезни высокой (излишней) физической энергии, обычно преобладает пингала (раджасическое или динамическое состояние).
Болезни низкой (недостаточной) физической энергии, обычно преобладает ида (тамасичное или пассивное состояние).
Восстановление баланса каналов нади
Состояния с низкой физической энергией особенно легко поддаются воздействию Сурья намаскар. Это происходит потому, что эти состояния требуют поднятия прана шакти, чтобы получить необходимый запас жизненности для преодоления болезни, а также для активизации катаболических процессов — чтобы освободить тело от чрезмерной траты продуктов и гормонов, таких как адреналин. Или у нас может получиться замедленная скорость метаболизма. Здесь проявляется двойственный аспект Сурья намаскар: не только выжимать химикалии из тканей тела, но и своевременно стимулировать существующие внутри- и межклеточные энергетические процессы. Именно это делает ее такой мощной терапевтической практикой.
В состоянии с пониженной физической энергией важно повернуть энергию от ментальной активизации на физический план, перемещая наше внимание на физический процесс. Мы должны не только активизировать тело и пингала нади, но мы должны перевести фокус нашего осознавания и ментальные энергии на физический аспект, так чтобы уменьшить ментальное использование энергии. Это ведет к восстановлению баланса.
Одним из парадоксов терапевтической ситуации является то, что в состоянии с пониженной энергией мы вначале утомляем тело, хотя нашей конечной целью является снабдить тело энергией и уменьшить рассеивание ментальной энергии. Это требует некоторого усилия, чтобы выполнить динамическую серию асан, особенно когда энергия тела каким-либо образом понижена. Это так, как если бы мы старались повернуть заржавевшее колесо. Первоначально большие усилия необходимы. В один прекрасный момент мы чувствуем, что работа получается легче и легче, особенно если мы практикуем ежедневно. Число раундов должно увеличиваться медленно и постепенно, под руководством, чтобы минимизировать усилия. Эффект от усталости тела двоякий. Первое — мы расходуем энергию и не можем использовать ее на негативные мысли и тем разрушать нашу жизнь с ненужной решимостью. Второе — то, что засыпание становится легче. Ментальная сверхактивность и недостаточная физическая активность мешают глубокому, дающему отдых сну — виду отдыха, необходимого для восстановления больных тканей. Без настоящего сна почти невозможно полностью выздороветь от какого- нибудь хронического заболевания. Здесь кроется один из секретов мягкого или жесткого протекания психических расстройств: даже если болен ум, глубокого сна для оздоровления требует мозг. В состояниях с повышенной физической энергией мы должны быть очень осторожны в использовании Сурья намаскар. Например, одной из таких областей, где Сурья намаскар следует использовать с большой осторожностью, является нижний уровень высокого кровяного давления. В таких ситуациях мы должны поддерживать работоспособность тела, однако, не ценой ущерба тканям. В этих случаях лучше использовать другие йогические практики, такие как паванамуктасана, которые играют намного более оздоравливающую роль, но являются более мягкими.
Конечно, благоразумный здоровый человек с преобладанием пингалы, который практикует Сурья намаскар, найдет, что количество его чрезмерных энергий уменьшается при практике, сжигается. Это особенно заметно, когда мы увеличиваем скорость нашей практики. Факт такого уменьшения чрезмерной энергии является на самом деле здоровым состоянием, произошедшим вследствие очистки каналов блокировавших энергию. Эта блокировка и приводила к преобладанию пингалы вначале. Нужно, чтобы этот процесс регуляции физической и умственной энергии приводил к набору энергии лучшего качества и в большем количестве, делая более действенными наши занятия. В то же самое время тело делается более гибким, и мы имеем больший контроль над нервной системой, обеспечивающей нас огромной чувствительностью и мастерством. Только в случае расстройств, вызванных пингала-доминантой, мы должны быть чрезвычайно осторожны.
Сурья намаскар в терапии
В конце анализа мы видим, что Сурья намаскар работает на восстановление баланса энергии в уме и теле в зависимости от того, как мы выполняем ее. Эти знания позволяют нам изменять энергии в теле в соответствии с нашими задачами. Важным для некоторых практикующих Сурья намаскар, но особенно в терапии, является точное выполнение каждой стадии практики, прежде чем переходить к следующей. В терапевтической ситуации редко бывает необходима стадия осознавания чакр или повторения мантр. Это составляет духовную сторону, за которую мы беремся, когда наше тело становится здоровым и сильным под воздействием асан и пранаямы. Когда практикуют Сурья намаскар для ее терапевтического использования, благоразумно действовать медленно, пока пингала или ида преобладают. В этой ситуации мы можем сделать 2-3 или даже больше дыханий на протяжении каждой асаны, координируя движения с дыханием, используя свое время для осознавания тела и его возможностей, и наблюдая за эффектами дыхания в его внутреннем функционировании. Человек с преобладанием ида может нацеливаться затем на то, чтобы медленно увеличивать число раундов и скорость их исполнения. А люди с преобладанием пингала могут быть нацелены на поддержание или даже замедление практики и делать всего несколько раундов. Когда их здоровье поправится, они могут ускорить свою практику.
Еще раз, руководство освоением и использованием Сурья намаскар предпочтительнее в условиях ашрама, и еще раз — важно, чтобы тело функционировало, как хорошо налаженная машина.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ЖИЗНЕНЫМИ ОРГАНАМИ
Хотя способность Сурья намаскар изменять межклеточную и метаболическую энергии является, возможно, наиболее замечательной и мощной чертой, она также взаимодействует с физическими органами тела, непосредственно употребляет давление на них, массирует, натягивает, а в целом настраивает и поддерживает внутренние структуры тканей. Это помогает как выделительным функциям организма, так и стимуляции нервной системы, что повышает наше благополучие.
Далее идет систематическое описание пользы от воздействия Сурья намаскар на каждый индивидуальный орган системы так, чтобы светский читатель мог лучше понять воздействие ее на различные болезни.