Все мы проходим одинаковый путь — рождаемся, развиваемся, учимся чему-то новому, ставим перед собой цели в надежде их достичь, стремимся к совершенству. Но есть ли в нем смысл, если исход нашей жизни предписан с рождения? Смерть. Покой. Забвение.
Вне зависимости от того, верите ли вы в бессмертие души или нет, физическое тело каждого человека раньше или позже встретит свой конец. Так в чем же смысл жизни?
«Vivere militare est» — Жить — значит бороться. Но ради чего бороться? Ради чего упрямиться, не сдаваться, терпеть несправедливость жизни, потерю друзей и родных, горы несчастья и разочарования? Зачем ежедневно противиться смерти, чтобы однажды неизбежное ее встретить? Зачем и для чего нужно быть сильным?
Отнюдь неспроста смысл жизни человека был предметом споров и догадок не только выдающихся умов нашего мира, но и простых людей. Они пытались таким образом найти ту ниточку, за которую удалось бы крепко ухватиться в океане борьбы, жестокости и несправедливости.
Влияние эпох на размышления о смысле жизни
Смысл жизни человека искал не один философ. Еще Аристотель говорил о том, что все поступки человека выстраиваются в единую цель и подчиняются единому благу — стремлению к счастью. Найти то, что делает человека счастливым, научиться жить так, чтобы обрести счастье — это и есть смысл жизни по мнению философа. Но что есть счастье? Ответ на данный вопрос не может не быть субъективным.
Средневековые философы в свою очередь разделились в своих размышлениях касательно смысла жизни на две группы: первую — библейскую, согласно которой человек — Божье творение, и вторую, которая приравнивает человека к разумному животному. Известный мыслитель Фома Аквинский отчасти разделял взгляды Аристотеля, также видя смысл жизни человека в счастье. В счастье познания и созерцания Бога. Упор делается на церковь, которая ведет человека к небесному блаженству и приближает его к Богу.
На примере философов двух различных эпох мы наблюдаем пронизывающее влияние времен на взгляды тогдашних мыслителей. Если во время Аристотеля центральное место в мире занимал человек, то в Средневековье его полностью замещает Божество. Говоря о Возрождении, где наука начинает играть определяющую роль в жизни общества, не удивительно узнать, что знаменитый Мишель Монтень исключает бессмертие души, поскольку оно не подтверждено никакими фактами. В чем же смысл жизни человека? Духовное счастье здесь заменяет более рациональный поиск истины, желание удовлетворить пытливости ума. «Удовлетворенность ума — признак его ограниченности или усталости.» К разуму ведут все ниточки, а бесконечная погоня за неизвестным и есть истинное счастье и смысл бытия.
Виктор Франкл и его учение
Великого австрийского психолога 20 века — Виктора Франкла, пережившего заключение в одном из нацистских концентрационных лагерей, невозможно упрекнуть в беспочвенности суждений. Виктор Франкл, создатель логотерапии, считал, что у человека существует целых три способа сделать свою жизнь осмысленной.
Первый — путем совершения поступков (трудом), второй — путем переживания по кому-либо (человеку, которого мы любим), или чему-либо (природе, искусству). То есть, мы можем наполнить свою жизнь либо работой, либо заботой и переживанием о том, что нам дорого. Последнюю ценность жизни Виктор Франкл видит в жизненных ситуациях, которые заставляют нас страдать. Человек приспосабливается к таким обстоятельствам и извлекает из них смысл. Получается, что смысл жизни в мучениях?
Тяжелый жизненный путь стал предпосылкой создания целого вида экзистенциональной психотерапии — логотерапии. Логотерапия рассматривает человека не как посредственное существо, одержимое желанием получить удовольствие, или добиться власти, а как того, кто ищет смысл бытия. Тот факт, что личность задается вопросами смысла жизни и предназначения человека, определяет людскую сущность.
Логотерапия уделяет внимание самому процессу поиска смысла жизни, в течении которого человек может либо неустанно продолжать искать наиболее наполненную смыслом жизнь, либо же разочароваться в своем поиске.
Предназначение человека
Не менее жизненно важно предназначение человека. Здесь каждый должен сам выбрать, как он себя рассматривает — как человека, тело или душу, а затем уж размышлять, куда ему нужно идти. Когда человек распознает свое предназначение, он становится уверенным в собственных поступках, четко видит перед собой цель, начинает жить в гармонии с миром. Предназначение человека — река жизни, по которой мы плывем. Нас ограничивают берега, но мы сами вправе выбирать, как плыть. От того, кем мы решим стать — рыбой или кораблем, будет зависеть наш путь. Религии находят предназначение человека в служении Богу, одни философы и психологи — в служении другим людям, другие — в проявлении заботы о детях, третьи — в сохранении окружающего нас мира. И как же лучше — выбрать предназначение, или стремится к его постижению всю жизнь? А когда тогда жить?
Современные взгляды
Из современных психологов, занимающихся проблемами смысла жизни и предназначения человека, можно выделить В. Жикаренцева. Жикаренцев полагает, что человеческая душа послана на Землю высшим разумом (не Богом, разумом), чтобы учиться. Учиться быть счастливым и преодолевать трудности. И каждый из нас живет на Земле ровно столько, сколько ему было предписано для прохождения уроков Жизни. «Но кто-то умирает еще во младенчестве, не пройдя ни единого урока», — подумаете вы. У Жикаренцева есть на это ответ. Значит, этот малыш своей короткой жизнью повлияет на жизнь окружающих (папы и мамы например), и в этом будет его предназначение.
Семейные ценности и счастье, духовное развитие, само стремление к поиску предназначения, любовь — единого согласия в вопросе смысла человеческой жизни не будет некогда. Потратим ли мы наши жизни, занимаясь удовлетворением плотских желаний, поддавшись лени и деградируя с каждым днем, или же решим наполнить каждый день смыслом, совершая благие поступки и не поддаваясь порочности? Жизнь человека не может закончиться иначе, как его кончиной, но лишь от нас самих зависит то, как мы проведем отведенное для нас время.
Все о смысле жизни — www.Krasnov.tv